Духовные искажения и подмены

РЕДАКЦИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ

На протяжении многих лет «Радонеж» не перестает освещать тему духовных искажений и подмен. Одним из быстро набирающих популярность течений является так называемое «богословие радости». Берущее свое начало от протестантизма новой волны, околонаучных психологических концепций и эзотерических медитативных «озарений», оно настаивает на бесполезности и ненужности покаяния, самопреодоления и духовных трудов.  Верующему внушают идею о якобы уже исполнившихся обетованиях жизни со Христом, при которых остается лишь якобы иметь положительное мнение о себе и других и «нести свет в мир», заражая своей радостью окружающих. Самонадеянная и губительная, противная православному учению о кресте и подвиге христианина иллюзия!

Видным представителем «богословия радости» нужно считать современного греческого автора Андрея Конаноса, до недавнего времени архимандрита, а ныне, как мы знаем из новостей (https://radonezh.ru/2020/08/25/arhimandrit-andrey-konanos-soobshchil-cht…), отступника от священного сана. Ведущие российские церковные книгоиздательства и СМИ развернули у нас до последнего времени, к сожалению,  широчайшую пропаганду писаний Конаноса. Кроме него, к выразителям «богословия радости» в Русской Православной Церкви принадлежит разношерстная публика: ударившийся в индуизм игумен Евмений (Перистый), запрещенные красноярские клирики-экспериментаторы иерей Петр Боев и диакон Иоанн Логинов, младостарчествующие белорусский архимандрит Савва (Мажуко) и московский иеромонах Андроник (Пантак), санкт-петербургский протоиерей-психотерапевт-целитель, директор Института резервных возможностей человека Григорий Григорьев и другие.

Откликом на известие об отказе от сана «звезды» греческого Православия Андрея Конаноса делится игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Симеон (Гагатик): «Гром среди ясного неба» — этими словами была предварена новость о том, что суперпопулярный во всем православном мире греческий священник отрекся от священного сана.

Я ничего не стал бы писать об этом деле, если бы не специфическая реакция на него в социальных сетях. Бывший архимандрит объявил об этом на своей страничке в Фэйсбуке, и менее чем за сутки его запись собрала 60 тысяч лайков, из которых около 20 тысяч «супер», и только чуть более одной тысячи «плАчу». Среди 10 тысяч комментариев подавляющее большинство состоит в горячем одобрении: «браво!», «поздравления!». Вот примеры типичных откликов: «Боже мой… Какая радость!!!!! Почему — не могу сказать прилюдно….. В добрый путь без рясы!!!!!», «Вы, дорогой, — невероятный! Поздравляю за вашу искренность и смелость!!!», «До чего же вам идет белый цвет!!! Я уверена, что у вас серьезные причины для удаления, и только очень сознательный и смелый мог это сделать! В добрый путь в новом периоде жизни! И, конечно, я не перестану следовать за вами!». Эти отклики шли почти подряд и были первыми, что попались на глаза, специально выбирать их из 10 тысяч было бы невозможно. Как видно, особое впечатление произвел белый цвет рубашки — мирской уже одежды, в которой сфотографировался бывший клирик, чтобы этой фоткой сопроводить свою запись.

Такая реакция должна много сказать тем, у кого еще осталась голова на плечах. Сказать о мире, в котором мы живем, о сознании современных людей, считающих себя христианами. Да, это отклики именно тех, кто относит себя к православным христианам, ведь не будут же подписываться на страницу батюшки-проповедника атеисты и агностики. Поэтому нельзя оставить без внимания такую реакцию.

Священник — это икона Христа. Он возглавляет евхаристическое собрание, предстоя на нем и вознося благодарение Отцу Небесному согласно тому образу, который был дан нам Господом на Тайной Вечери. Если с обычной иконы стерлась краска, ее нельзя употреблять в хозяйстве, например, как доску для резки капусты. Чашу для Тела и Крови Христовой никогда уже нельзя будет употребить для чая. Можно ли ветхим облачением священника вытирать пыль, или святой водой — мыть посуду?

Судя по реакции почитателей бывшего миссионера, для них это вполне приемлемо. И правда, физически все это возможно. Но стоит задуматься, каким смыслом были наполнены для них столь любимые ими проповеди?

Примечательно, что герой события, объявляя о своем решении, знал о своих почитателях что-то такое, чего никто до сих пор не знал. Именно поэтому в его объявлении нет и намека на просьбу о прощении».

Радонеж.ру

Перейти к верхней панели