Приезд императора Николая II в Псково-Печерский монастырь в 1903 году

Русские императоры любили путешествовать по стране. Достаточно вспомнить путешествие императрицы Екатерины II или поездки императора Николая I. Подчас такие визиты были связаны исключительно с государственными интересами, с проведением разного рода официальных мероприятий, на которых император должен был присутствовать (данной теме посвящена книга Р. Уортмана[1]). Но приезд императора Николая II на Псковскую землю в 1903 году, когда государь посетил Псково-Печерский монастырь, эту главную святыню Псковской епархии, носил именно религиозный характер. Путешествия императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны в 1902–1903 годах можно описать как поиск молитвенников и подвижников благочестия своего времени, могущих, помимо прочего, выпросить Августейшей чете наследника. Именно в это время императрица читала жития русских святых[2].

Почти сразу же после поездки в Саров на канонизацию преподобного Серафима Саровского, которая была совершена 19 июля 1903 года, государь император Николай II, государыня императрица Александра Федоровна, великий князь Владимир Александрович с супругой великой княгиней Марией Павловной, великая княгиня Ольга Александровна и великий князь Борис Владимирович 5 августа 1903 года посетили Псково-Печерский монастырь.

Псковские епархиальные ведомости[3] так описывали путь к монастырю:

«К монастырю ведет живописный путь от станции Печоры. Среди холмистой местности лесами едете вы до самого монастыря. Один за другим чудные виды ласкают глаз, с гор открываются дивные картины на монастырь и его богатые растительностью окрестности. Тихо, мирно приютилась обитель, скрывающаяся в лесах. Вычурными кажутся ее оригинальные белые строения, находящиеся в глуши; седой стариной веет от монастыря. Незыблемо стоит эта мирная обитель, когда-то оказавшая столько услуг Русскому государству, являясь твердым оплотом для утверждения Православия»[4].

Хотя небо и хмурилось, но до двух часов дня дождя не было. Псковские епархиальные ведомости писали далее:

«По пути ожидаемого царского поезда все носило праздничный характер. Группы крестьян, вышедших на дорогу, постоянные разъезды – все это оживляло картину. Железнодорожная станция Печоры была вся сплошь покрыта флагами и другими украшениями, а внутренняя часть, в ожидании приезда высоких гостей, была превращена в сплошной цветник. У церкви Сорока мучеников сплошной стеной стоял народ; здесь же перед церковью были вынесены хоругви и стояло духовенство. В ограде монастыря собрались обыватели и обывательницы Печор. Из Успенского собора вышел крестный ход с хоругвями во главе с преосвященным Сергием, епископом Псковским и Порховским»[5].

Из Успенского собора вышел крестный ход с хоругвями во главе с епископом Псковским и Порховским Сергием

В это время Псковскую кафедру возглавлял епископ Псковский и Порховский Сергий (Ланин), который оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии; был усердным и благоговейным совершителем службы Божией; ревнителем чинности и благолепия церковного. Он скончался 5 августа 1904 года в Ярославле как архиепископ Ярославский и Ростовский[6].

«Государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра Феодоровна и сопровождающие их прибыли в третьем часу на станцию Печоры… Их величества и их высочества вошли в разукрашенную цветами и растениями станционную комнату. Здесь собравшаяся депутация преподнесла хлеб-соль. Их величества удостоили депутацию милостивыми словами и проследовали к подъезду, где стояли экипажи. В первой коляске заняли места государь и государыня. Поезд тронулся…»[7].

Следует отметить, что станция, на которую приехал государь, находилась в трех километрах от самого монастыря. В данный момент она существует не в своем историческом облике и называется станция Печоры Псковские.

Сама встреча императора проходила в торжественной, можно даже сказать – пасхальной обстановке:

«При торжественном звоне их величества подъехали к церкви Сорока мучеников, где были встречены духовенством. Их величества прослушали краткое молебствие. Священник церкви благословил их величеств иконою. Колокольный звон не смолкал, а по выходе их величеств из храма полилось “ура” народа. Их величества и их высочества, выйдя из экипажей, прошли к святым вратам, где были встречены преосвященным епископом Псковским и Порховским Сергием с духовенством и, в предшествии крестного хода, проследовали в Успенский собор. В соборе их величества были приветствованы преосвященным Сергием речью»[8].

В своей речи епископ сравнил насельников монастыря с воинами императора. Саму встречу епископ назвал знаковой, так как уже в течение 81 года царские особы не посещали обитель.

«Их величества, выслушав молебствие, приняли благословение настоятеля монастыря отца архимандрита Мефодия иконами: государь – иконою святого Михаила Архистратига, а государыня – древним, украшенным жемчугом образом Владимирской Божией Матери, именуемой “Умиление”, причем настоятель сказал следующее приветствие: “Архистратиг Сил Небесных охраняет святую гору обители сей, а Богоматерь покровом Своим покрывает ее долину. Да оградит тебя, благочестнейший государь, и христолюбивое воинство твое Архистратиг Небесных Сил кровом крыл своих, и да покроет тебя, благочестивейшая государыня, Царица Небесная Своим омофором”»[9].

Можно предположить, что под иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» здесь понимается список, но какой именно, утверждать нельзя, так как в Успенском храме есть два почитаемых списка, написанных в XVI и XIX веках.

Архимандритом в это время был Мефодий (бывший протоиерей Матфей Холмский), известный в монастыре как трудолюбивый и почитаемый игумен. При нем велось обширное строительство на монастырской территории. Его почитали как благодатного служителя Царицы Небесной и доброго человека, внимательного и ласкового. Архимандрит Мефодий пользовался уважением и у петербургского духовенства; он бывал на аудиенциях у императора Николая II, который подарил Псково-Печерскому монастырю драгоценные облачения и церковную утварь. Своему келейнику, иеромонаху Симеону (Желнину), будущему старцу, архимандрит Мефодий предсказал время своей кончины. О любви народа к нему говорит тот факт, что при его погребении очередь на прощание была больше трех километров[10].

«Государь приложился к раке святого преподобного Корнилия и к чудотворной иконе Успения Божией Матери. Выйдя из храма, их величества обратили внимание на древнюю звонницу, а затем прошли в пещеры, где поклонились мощам Вассы, Марка и Ионы, а затем молились у гроба схимонаха Лазаря, знаменитого подвижника начала XIX века; после чего прошли в дальнюю улицу пещер к братской усыпальнице и осмотрели гробы усопших иноков. Она замечательна тем, что здесь не чувствуется тяжелого запаха, несмотря на то, что некоторые гробы в стенах пещер едва закрыты землей, так что их можно видеть в отверстие»[11].

Архимандрит Мефодий (Холмский)                                                              Архимандрит Мефодий (Холмский) 

Данное описание посещения пещер похоже на речь современного монаха-экскурсовода, который рассказывает о Богом зданных пещерах.

«Из пещер высокие гости прошли в ризницу, где подробно осматривали все предметы, здесь хранящиеся, и библиотеку. Объяснения их величествам давал Л.Д. Аксенов».

Следует упомянуть, что Л.Д. Аксенов в это время занимал должность обер-секретаря Сената в Санкт-Петербурге; был родом из Пскова, дружил с детства с будущим патриархом Тихоном (Белавиным)[12].

«Здесь хранились древний сборник житий святых, синодики, поучения XV века[13]. Увидели также древний потир и дискос в виде деревянного блюда[14], на которых первые пустынные жители совершали Евхаристию; католические сосуды, доставшиеся монастырю после чудесного спасения обители от Стефана Батория[15]; воздух и плащаницу, вышитые супругой Иоанна Грозного Анастасией Романовной[16]; вещи Иоанна Грозного: столовый прибор[17], пороховница, труба[18], золотая цепь из червонного золота[19]; перстень Анастасии Романовны[20]; осколки ядра, найденного в монастырской башне после осады монастыря Стефаном Баторием; четки необычайной длины, веса и толщины длиной в 3 метра; кубок и две братины Феодора Иоанновича[21] и прочее»[22].

Из пещер высокие гости прошли в ризницу, где подробно осматривали здесь хранящееся

«После этого высокие гости прошли в келью архимандрита Мефодия, а оттуда в Михайловский собор. Их величествам предшествовали преосвященный Сергий и архимандрит Мефодий. Здесь их величества прикладывались к чудотворной иконе Умиления Божией Матери, а затем осмотрели доски с именами убитых в 1812 году»[23].

Под чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» имеется в виду оригинальный образ 1524 года – одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря. Сейчас эта икона находится в Михайловском соборе у правого клироса под пышной сенью.

«Из собора их величества прошли среди шпалер эстонских девушек, удостоив некоторых милостивыми расспросами. В 4 часа дня император Николай II со свитой отбыли при ликовании народа на станцию Печоры, а оттуда в Торошино»[24].

Для жителей Псковского края посещение их мест государем стало особо значимым событием. Набожность императора и его любовь к святыням, радость и ликование людей – вот что являло двухчасовое пребывание августейших особ в Печорах. До сих пор стены и святыни Псково-Печерского монастыря хранят память о знаменательной встрече страстотерпца императора Николая II.

Петр Аксёнов,
студент 2-го курса Псково-Печерской семинарии

Православие.ру

Список использованной литературы:

1. Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. В 2-х т. М.: ОГИ, 2004. Т. 2: От Александра II до отречения Николая II.

2. ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 304 и 305. Записная книжка императрицы Александры. 1901–1905 гг.

3. Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 308–312.

4. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Ч. 6. Куйбышев, 1966.

5. Левин Н.Ф. Настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский). Биография // http://kn-pam.pskovlib.ru/files/levin_2011.PDF.

6. Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918–1932 гг. СПб., 2003.

[1] Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т. 2: От Александра II до отречения Николая II. М.: ОГИ, 2004. С. 518–520.

[2] ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 304 и 305. Записная книжка императрицы Александры. 1901–1905 гг.

[3] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 308–312.

[4] Там же. С. 308.

[5] Там же. С. 308–309.

[6] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Ч. 6. Куйбышев, 1966. С. 133.

[7] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 309.

[8] Там же. С. 310.

[9] Там же. С. 310–311.

[10] См. подробнее: Левин Н.Ф. Настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский). Биография // http://kn-pam.pskovlib.ru/files/levin_2011.PDF.

[11] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 311.

[12] Подробнее о его жизни можно прочитать в приложении к журналу Санкт-Петербургский вестник: Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918–1932 гг. СПб., 2003. С. 237–238.

[13] Все книги находятся в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[14] Потир и дискос находятся в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[15] Неизвестно, где находятся в настоящее время.

[16] Находятся в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[17] Находится в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[18] Находится в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[19] Украдена.

[20] Украден.

[21] Находятся в ризнице.

[22] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 311–312.

[23] Там же. С. 312.

[24] Там же.

Перейти к верхней панели