Конец затишья

После победы Владимира Зеленского на президентских выборах на Украине воцарился относительный мир: на фоне своего предшественника Петра Порошенко актер и комик выглядел милым парнем. Собственно, это и вправду было частью его политики — невмешательство в церковные вопросы. И с лета 2019 года для УПЦ наступило затишье, храмы если где-то и захватывали, то только выборочно. Антицерковные законы отложили на дальнюю полку.

С лета 2019 года для УПЦ наступило затишье. Антицерковные законы отложили на дальнюю полку

Казалось, наконец-то к власти в Киеве пришел адекватный человек.

Однако последние события, прежде всего, в политическом поле, говорят о том, что период затишья оканчивается. Поэтому имеет смысл привести хронологию событий в политическом поле.

В целом Зеленский пришел к власти на умеренной риторике и обещании прекратить конфликт в Донбассе. Однако конфликт не завершен — он только заморожен, переговорный процесс поставлен на паузу. Соответственно, и отношения с Россией стали деградировать.

На фоне этого на Зеленского начали активнее давить так называемые «соросята» — ставленники западных структур, которые сейчас занимают множество ключевых постов в украинской власти. Одним из «соросят» называют заместителя главы Офиса президента Кирилла Тимошенко.

И вот, с начала сентября события резко ускорились. В начале сентября несколько самолетов НАТО пролетают над Украиной, недалеко от границы с Крымом. Это символический шаг в рамках «игры мускулами» США перед Россией. В Москве заявляют, что это была отработка ракетных ударов, и выражают возмущение.

6–7 октября Зеленский совершает визит в Лондон и встречается с главой разведслужбы MI6, экс-послом Великобритании в Турции Ричардом Муром. После встречи появляется заявление украинского лидера о создании двух военных баз на Украине.

16 октября Зеленский встречается с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, после чего появляются заявления о создании некоей «Крымской платформы», которая должна содействовать возвращению Крыма на Украину. Кроме этого, появляется заявление о готовности сотрудничать с Турцией в вопросе производства боевых ударных беспилотников.

На 25 октября, когда на Украине проходили выборы, параллельно проводился опрос от Зеленского, одним из вопросов в котором было: «Надо ли Украине на международном уровне поднять вопрос об использовании гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом?» Будапештский меморандум, по которому Киев отказывался от ядерного оружия, а остальные страны были гарантами его безопасности, был подписан в 1994-м году между главами Украины, России, США и Великобритании. Тема меморандума периодически используется украинской «партией войны» для активизации темы поддержки Запада.

Позже, когда журналистка спросила Зеленского, зачем опрашивать украинцев о меморандуме, Зеленский создал интригу: «Мне очень нужно это мнение. Что я буду делать дальше, я вам не скажу, потому что это комплексная работа, которой я занимаюсь. Я занимаюсь тем, чтобы возродить обороноспособную Украину».

В итоге, по информации представителей президентской фракции, большинство украинцев ответили «да» на весьма запутанный вопрос о меморандуме. В перспективе это может дать возможность обращаться к США или Великобритании с просьбами об обеспечении безопасности Украины, которая считает, что против нее идет российская агрессия.

Все эти действия говорят об усилении милитаристических и антироссийских настроений на Украине. Казалось бы, причем здесь Церковь? Однако если присмотреться, то во всех этих действиях прослеживается внимание и к церковному вопросу.

Все эти действия говорят об усилении антироссийских настроений на Украине

Прежде всего, речь идет о встрече Зеленского с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Это уже вторая встреча. О первой мы писали ранее, и она прошла весьма прохладно. Зато вторая встреча, перед разговором с Эрдоганом, прошла гораздо теплее. Зеленский поблагодарил Варфоломея за «личную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины» и пригласил его в Киев в 2021-м году, ориентировочно — на День независимости, 24 августа.

Многие эксперты в России увидели в этом чисто предвыборный ход, однако некоторые моменты указывают на то, что это не так.

13 сентября на Кипр совершает визит Госсекретарь США Майк Помпео, параллельно с ним приезжает Патриарх Александрийский Феодор, Предстоятель Церкви, признавшей раскольническую украинскую «ПЦУ». Проходит встреча со светскими властями и митрополитами, анонсируется создание некоего «центра для защиты границ острова» в Ларнаке. Причины визита Феодора до конца не понятны. И 24 октября происходит поминовение Кипрским Архиепископом Хризостомом главы «ПЦУ» Епифания Думенко. Об этом визите достаточно много написал известный православный публицист Александр Вознесенский.

30 сентября Госсекретарь США на встрече с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом заявляет:

«Мы с премьер-министром согласились рассмотреть пути более тесного сотрудничества, чтобы преодолеть вызовы, создаваемые Россией через деятельность, которая имеет вредное воздействие, как-то — распространение дезинформации о пандемии и попытка захватить Православную Церковь».

И по этим действиям видно, что США, несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию и предвыборную кампанию, не оставляют поддержку раскольнического проекта «ПЦУ». И, судя по всему, она так или иначе сохранится.

23 сентября в Верховной Раде появился законопроект о капелланской службе, который определяет, что кандидатуру капеллана согласовывает Служба безопасности Украины и военная контрразведка. И это при том, что в Вооруженных силах Украины есть только один капеллан из канонической УПЦ, все остальные — это представители «ПЦУ», униатов и других конфессий.

30 сентября экс-глава Департамента по делам религий и национальностей Андрей Юраш, ярый противник Церкви, анонсирует создание Отдела по делам религий при Секретариате Кабинета министров. По данным СПЖ, в создании этой структуры Юрашу помог министр Кабмина Олег Немчинов, близкий к премьер-министру Денису Шмыгалю. Ранее Немчинов, будучи сотрудником министерства молодежи и спорта, участвовал в мероприятиях, проводимых униатами во Львове.

Таким образом, все вышеперечисленное указывает на то, что Украина постепенно скатывается к той же русофобской политике, что и во времена Порошенко. И в такой ситуации Украинская Православная Церковь будет играть роль одного из образов врага. Врага внутреннего, на котором легко вымещать злость, а принимая антицерковные законы или отбирая храмы у верующих, легко создавать иллюзию побед для русофобской части общества.

Эту тенденцию отмечают даже фрондирующие депутаты из президентской фракции «Слуга народа». Например, депутат Верховной Рады от правящей партии Максим Бужанский отметил в своем телеграм-канале:

«Еще немного в том же духе и, сопоставив тексты заявлений официальных лиц 2020 и 2017 годов, невозможно будет найти разницу между ними. Напомню, что эта тенденция решительно отвергнута избирателем год назад. Не нужно все объяснять происками врагов, прикрывая этим происки друзей, уже ж это проходили».

Таким образом он ответил на заявление главы Совета национальной безопасности и обороны Алексея Данилова, который обвинил судей Конституционного суда в работе на Кремль.

Следует также понимать, что давление США на Поместные Церкви в вопросе признания «ПЦУ» не закончится. Да, оно не идет так быстро, но оно продолжится, независимо от того, кто станет следующим главой Белого дома.

Давление США на Поместные Церкви в вопросе признания «ПЦУ» не закончится

О том, что следующим кандидатом на давление со стороны США с целью признания «ПЦУ» будет Иерусалимская Церковь, высказался телеграм-канал «Лабарум»:

«Иерусалимский Патриархат зависим в определенных имущественных и административных вопросах от израильских властей. Как мы понимаем, сегодня Израиль крайне зависим от США. И при Трампе, кстати, более, чем при Обаме. И через израильские власти американцы давят на Патриарха Феофила. Так же, как и через власти Палестины и Иордании, поскольку и там есть фактор зависимости от американских дотаций».

К чести Патриарха Феофила, стоит сказать, что он мужественно держится все это время и позиций не сдает. Но есть и проблема: хотя раскольников и не признают, и не допускают к таинствам на Святой земле, а Иерусалим стал организатором Амманского формата, но и официальной отрицательной позиции Иерусалимской Церкви по вопросу «ПЦУ» тоже нет.

А Украинской Православной Церкви и, прежде всего, ее Предстоятелю Митрополиту Онуфрию хотелось бы пожелать Божьего благословения и крепости духа, ведь быть главой гонимой Церкви — это уже духовный подвиг. И именно христиане гонимых Церквей являют для нас истинный подвиг в крепости духа и верности Христу.

Александр Коваль   Православие.ру

Перейти к верхней панели