«Сестрёнка»

О ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РОЖДЕНИИ МУЖСКОГО ХАРАКТЕРА: ПОВЕСТЬ НИНЫ ГЕРНЕТ «СЕСТРЁНКА»

Хорошая детская литература – это не просто интересные книжки про мальчишек и девчонок, зверюшек и птичек. Это истории, в которых есть подлинность – самое ценное, что может подарить писатель читателю. Это нешаблонные герои, искренние слова, поступки, которые описаны правдиво и выпукло. Это мир, который мы узнаём, и жизнь, которая кипит вокруг нас.

Хорошая детская литература – ничуть не менее глубокая и тонкая, чем взрослая. Потому что чувства, которые переживает маленький человек, – тоже глубокие, настоящие. И самое важное для родителей, мне кажется, – увидеть, понять и принять эти чувства. А ещё разобраться, как на них реагировать.

Вот, например, проблема детской ревности. Она знакома всем родителям, у которых есть разновозрастные дети. В большей или меньшей степени, но появление малыша травмирует старшего. И моя семья прошла через это.

Среди современных детских книжек есть немало «помощников», которые помогают проговорить, понять эту проблему. Но большинство из них – утилитарные истории, где какая-нибудь мышка или птичка очень расстраивалась, что мама не будет её любить, потому что родился малыш, а потом мама говорит, что нет, всегда буду любить, и всё заканчивается хорошо. Все мышки счастливы.

Меня всегда немного пугали такие книжки – какой-то своей механистичностью, словно бы это не художественное произведение, а какая-то инструкция. Впрочем, в строгом смысле слова это не совсем художественные произведения, несмотря на яркие занятные иллюстрации.

Недавно мне вспомнилась книга, в которой говорится о детской ревности. Старенькая и потрёпанная, она живёт у нас в семье с детских лет моей мамы. У нее желтоватые страницы и чёрно-белые иллюстрации. И речь там идёт о жизни простой семьи в маленьком совхозе. Но такая глубина, психологическая точность, тёплая атмосфера и жизненная правда царят в этом произведении, что я перечитывала его много-много раз, последний, если не ошибаюсь, – будучи уже студенткой. А сегодня пришло время, чтобы открыть эту книгу вместе со старшей, шестилетней дочкой.

Речь идёт о повести советской писательницы, сказочницы, талантливого драматурга Нины Владимировны Гернет «Сестрёнка». Сейчас она переиздаётся, её можно найти в магазинах. К советским реалиям и идейным моментам можно относиться по-разному, но психологической и нравственной глубины у этой книги не отнимешь. А ещё – мудрых мыслей на тему детской ревности.

Женя МасловЖеня МасловГлавный герой повести – шестилетний мальчик Женя. Его родители – простые люди, они работают на птицефабрике. Они внимательно и мудро относятся к сыну, его нравственному взрослению, внутренней жизни, интересам и потребностям.

«Женя уткнулся носом в папину жёсткую куртку и рассказал папе про все сегодняшние несчастия. Потом они стали разговаривать о том, почему получается так, что хочешь сделать хорошо, а выходит плохо. Хочешь помнить, а всё-таки забываешь. И о том, почему одни люди делают всё как надо, а у других ничего не выходит…

Долго сидели вместе отец и сын и беседовали о важных вещах. Наступил вечер, стемнело. Одна за другой на небо выходили звёздочки и смотрели вниз ясными глазами.

Женя с папой не зажигали в комнате света. Им и так было хорошо.

Потом пришла мама, повернула выключатель. Стало светло и совсем хорошо…».

Мир, в котором живёт Женя, – знакомый, безопасный, незыблемый И в этот тихий, уютный мирок врывается Санька

Мир, в котором живёт Женя, – знакомый, безопасный, незыблемый: таким делают его любящие взрослые. У мальчика есть друзья в детском саду, спокойная, мудрая и внимательная воспитательница, он знает всё и всех, ему интересно жить и познавать мир. Есть у него и своя сфера ответственности – кровать заправить, посуду помыть, подмести пол.

И тут в этот тихий, уютный, уравновешенный мирок врывается Санька.

Санька – это двоюродная сестра Жени. Её мама решила оставить девочку у своей сестры, Жениной мамы, пока не освоится на новом месте – она уезжает работать в далёкую деревню. Так в семье Жени неожиданно появляется любознательная и своенравная четырёхлетняя девчонка, которая требует внимания, заботы, терпения и любви.

Женя мальчик добрый, сознательный и ответственный – настолько, насколько это может быть в его возрасте. Он пытается наладить отношения с сестрёнкой.

«Саня пошевелилась, и вдруг Женя ужасно испугался. Как будто – что страшного в маленькой девочке? Но сейчас Женя её боялся. Она ещё не знает, что мама оставила её одну, а сама уехала. А что будет, когда узнает? Ужасный крик и плач – вот что будет! И Женя должен будет успокаивать. А чем? Может, те, у кого есть маленькие сёстры и братишки, – те это умеют. А Женя никогда ничьим братом не был, ни младшим, ни старшим, и ни разу в жизни не успокаивал ревущих девчонок. Один раз он видел, как Вова Павлов, их сосед, успокаивал шестимесячного братишку: тряс погремушку над коляской.

Но погремушки в доме не было. И не поможет ей погремушка.

Что же делать? Женя даже вспотел, – как трудно было придумывать. Но он всё-таки придумал.

Он тихонько встал. Тихонько, чтобы не разбудить Саню, притащил из кухни большой умывальный таз, поставил его возле Саниной кровати. Потом долго носил воду в кувшине и выливал в таз. Налил его доверху. Тогда он достал самую прекрасную свою игрушку – парусную лодку – и пустил её на воду.

Вот теперь не страшно. Может просыпаться. Каждому человеку понравится такая красота. Тут забудешь про всё на свете, когда её увидишь!»

Сестренка СаняСестренка СаняПравда, заканчивается всё это плачевно: таз перевёрнут, вся одежда в воде, а Саня заливается слезами, сидя в луже на полу, и зовёт маму. Женя видит, что все на него рассердились, жалеет себя, а обида и неприязнь к девчонке в его душе всё растёт и растёт.

Можно сказать, что родители мальчика неправы: они должны были понять, что ему непросто, они должны были уделить ему больше внимания, они должны были… Да, наверное, должны. Но в этом и есть правда жизни, в этом и проявляется талант автора – не приукрашивать ситуацию. Рассказать так, как есть, как бывает в жизни. Всегда ли мы ведём себя мудро со своими детьми, особенно если оказываемся в непредвиденной, сложной ситуации, когда мы раздражены, напуганы, растеряны? Так случилось и с родителями Жени, и с ним самим, да и маленькой Сане непросто: нежданно-негаданно она осталась без мамы…

Женя жалеет себя, а обида и неприязнь к девчонке в его душе всё растёт и растёт

Но жизнь продолжается: девочка привыкает к семье своей тёти, к новому укладу. Она помогает на птицеферме, кормит цыплят. Саня получает хороший жизненный урок: стащив яйцо из инкубатора, приносит его домой, но её заставляют вернуть его на фабрику и попросить прощения.

Женины родители изо всех сил стараются помочь освоиться девочке, которая тоскует по маме. Они играют с ней, дают ей посильные поручения по дому, и Саня впитывает всё, как губка. На внимание и ласку девочка чутко отзывается, но на Женино упорство и противостояние отвечает тем же. И взрослые, конечно, более лояльны к ней – маленькой, оставшейся без мамы девочке, чем к её старшему брату.

Саня и Женя моют посудуСаня и Женя моют посудуВ душе Жени зреет обида. Ему кажется, что никто его не любит и не понимает.

«Пускай всё берёт, ничего мне не надо. Папа за неё и мама за неё, а за меня так никто», – думает он.

Гернет живо и наглядно показывает читателю чувства Жени: ему непросто, больно, обидно и одиноко. Взрослые не понимают его, вернее, просто не замечают состояния мальчика. А он сам словно бы ныряет с головой в свою обиду, погружается в неё всё глубже.

Гернет наглядно показывает читателю чувства Жени: ему больно, обидно и одиноко

Однако жить в этой обиде, подпитывать её оказывается не так-то весело. Гораздо интереснее всё-таки подружиться с Саней, помогать ей, учить, оберегать её. Постепенно, иногда исподволь, иногда сознательно, мальчик сближается с сестрёнкой. Вот он поручает ей важные дела на дежурстве в садике, а вот они уже вместе моют посуду дома, подметают комнату, кормят цыплят. И Саня, строптивая и своевольная девчонка, которая ещё недавно говорила Жене «ты плохой», ходит за ним, как нитка за иголкой. И вроде бы всё хорошо.

Но случается несчастье: Саня пропадает. Пропадает по вине Жени – хотя что взять с шестилетнего мальчика? Это понимают все взрослые и не винят его.

Зато Женя винит себя. Он ищет сестрёнку вместе со взрослыми, переживает и плачет. И когда находят, наконец, Саню, еле живую от усталости и слёз, с пораненной ножкой, мальчик понимает одну важную вещь. Хорошо – это не когда всё внимание и любовь отдают тебе. Хорошо – это когда рядом на кровати сопит, свернувшись калачиком, живая и здоровая маленькая сестрёнка.

Жене было значительно тяжелее тех ребят, у кого рождаются младшие брат или сестра: обычно родители готовят старших детей к этому событию. Женя стал старшим братом неожиданно, заполучив не беспомощного младенца, а самостоятельную и упрямую девчонку. Но – удивительное дело – именно необходимость следить за Саней, ответственность за неё помогает мальчику повзрослеть, воспитывает в нём настоящие мужские качества – не показную «крутизну», а серьёзность, смелость и терпение. «Я же тут, – чего ты боишься?» – говорит он сестрёнке, прижимая её к себе, когда за окном бушует гроза. Жене страшно, но он не даёт воли своему страху: ведь рядом Саня.

Саня в птичникеСаня в птичникеПроблема детской ревности и крепнущей привязанности Сани и Жени – основная, но далеко не единственная в повести. Здесь много говорится и о дружбе, и о взаимопомощи, и о совместном труде, который увлекает ребят в детском саду не меньше, чем игры. Вот они строят мост через лужу, вот собирают чёрную смородину, а вот копают тоннели и создают в соседнем овражке самое настоящее метро – с затейливо украшенными станциями и тоннелями. И о первенстве, и о соперничестве, и о зависти говорит писательница.

Нина Гернет тонко и увлекательно рисует психологические портреты детей – не только главных героев, но и тех, кто их окружает. Она серьёзно и увлекательно рассказывает о детских проблемах, бедах и радостях. И всё это вместе, в совокупности с атмосферой привольного деревенского лета, рождает особый дух произведения: в нём хорошо всем – и героям, у которых интересная, насыщенная событиями, дружбой, играми и полезными делами жизнь, и читателям, которые погружаются в эту добрую, поучительную без занудства и нарочитого назидания историю.

«Сестрёнка» – это повесть, которую можно и нужно читать вместе с ребёнком. Каждая глава – повод для интересного разговора с ребёнком о честности, дружбе, ответственности, труде. Однако интересна она будет не только шестилеткам – в исполнении мамы, но и младшим школьникам, способным прочитать произведение самостоятельно. Уж очень легко, увлекательно и «вкусно» она написана.

Мария Минаева   Православие.ру

Перейти к верхней панели