Несколько историй монахини N. о наместнике Оптиной архимандрите Венедикте (Пенькове)
Архимандрит Венедикт
Как я познакомилась с моим будущим духовным отцом
В конце 1980-х мы с мамой жили в Подмосковье. Мама была очень верующим человеком, часто просила меня ходить вместе с ней в церковь, читать каждый день Евангелие, а я в Бога всегда верила и маме молиться в храме не препятствовала, но сама была очень далека от церковной жизни.
Правда, я с ней каждый год, начиная с самого детства, ездила в Троице-Сергиеву лавру, обычно на праздник преподобного Сергия или на Троицу. Собирались заранее, укладывали сумочки: там в те годы не было никаких кафе, и богомольцы ели свои домашние припасы. Мама также рассказывала мне про отца Наума – одного из старцев лавры.
Как-то у моей давней, еще школьной подруги Надежды тяжело заболела дочь, никакие лекарства не помогали. И тогда я вспомнила про Троице-Сергиеву лавру и про отца Наума, рассказала об этом подруге и посоветовала ей туда поехать.
Надежда съездила, отец Наум не принимал, и ей посоветовали обратиться к игумену Венедикту (Пенькову), тоже лаврскому духовнику, которого уже в те годы почитали за старца. Она пообщалась с отцом Венедиктом и, вернувшись, рассказала о своей поездке мне. Отец Венедикт произвел на нее такое сильное впечатление, что она предложила мне поехать к нему вместе с ней.
Через неделю мы отправились в лавру. Так я познакомилась с моим будущим духовным отцом.
Духовные дары
Если он молился за тебя – выправлялась самая безнадежная ситуация
Помню, что меня потрясло: я была совершенно чужим человеком отцу Венедикту, а он проявил такую любовь к моей душе, словно мы родные люди. Казалось, он видел меня насквозь, понимал меня – раньше я такого никогда не встречала, и это очень подкупает. Я начала ездить на Исповедь к нему каждую неделю, стала его духовным чадом.
Постепенно убедилась, как и все его духовные чада: если случилось в моей жизни что-то очень плохое – нужно только сказать об этом батюшке. Если он молился за тебя – выправлялась самая безнадежная ситуация.
Игумену Венедикту не исполнилось тогда еще и 50 лет (он оказался на год меня старше: 1939 года рождения), но он уже стяжал дары духовного рассуждения и прозорливости – я убеждалась в этом лично и неоднократно.
Игумен Венедикт в лавре
История с коммунальной квартирой
Мы с мамой в то время жили в коммунальной квартире, наш сосед был музыкантом. Каждый день он репетировал, причем очень громко, так что спокойной нашу жизнь назвать было нельзя. Он стоял в очереди на отдельное жилье, и вот наконец ему предложили однокомнатную квартиру.
К нашему ужасу, сосед отказался: он считал себя достойным жилья большей площади и претендовал на двухкомнатную. Администрация же так не считала, и его отказ грозил нашей квартире навсегда остаться в статусе коммунальной. Мы с мамой очень расстраивались.
Я тут же поехала к батюшке и все рассказала. Через три дня сосед сказал мне:
– Не спал толком три ночи и все думал: напрасно я отказался. Поеду – соглашусь.
Он поехал и получил ордер.
Я – опять к батюшке. Поговорив с ним, поняла, что он все три ночи молился за нас.
Лишняя картошка
Мама отца Венедикта с весны жила на даче, которая представляла собой старенький деревянный домик: две комнаты и терраса. Как-то мы, несколько духовных чад батюшки, приехали на эту дачу помочь его маме: у нее сильно болели ноги, и она ходила на костылях. Батюшка тоже заехал ее навестить.
Мы стали готовить, собирать на стол, хотели быстро сделать салат, но обнаружили, что в доме нет картошки. Мы пошли к батюшке и сказали ему об этом.
Через очень короткое время услышали гудок машины возле калитки. Я вышла и увидела грузовик. Водитель предложил мне мешок картошки – килограмм на восемь. Я спросила:
– Сколько мы вам должны?
И он ответил:
– Ничего не должны: эта картошка у меня лишняя.
Полное блюдо
Я с изумлением заметила, что картошка не убывает
Мы приготовили обед, сели за стол. Картошка дымилась на большом блюде, с которого все накладывали себе на тарелку, а потом брали добавку. Я с изумлением заметила, что картошка не убывает. Вроде должна быть уже ямка на блюде, а оно – все полное, с горкой.
Я посмотрела на батюшку, он перехватил мой взгляд и, улыбнувшись, спросил меня:
– Что, не убывает?
И я ответила в растерянности:
– Не убывает, батюшка…
Никто не обратил внимания на наш диалог, словно другие его и не услышали.
Наместник Оптиной пустыни
В 1991-м году батюшка был возведен в сан архимандрита и поставлен наместником Оптиной пустыни. Он приехал сюда 20 января 1991 года, а отошел ко Господу 22 января 2018 года – 27 лет неустанных трудов и духовных подвигов отца-наместника огромного монастыря, оценить которые в полной мере может только Господь.
А мы счастливы уже тем, что стали свидетелями его трудов и молитв. Я поехала за батюшкой и все эти годы несла довольно ответственное послушание в монастыре по своей специальности.
По молитвам батюшки
Я лично знаю двух женщин, которые были исцелены от рака по молитвам батюшки. Обе были его духовными чадами. У одной из них росли маленькие дети, и мы очень за нее переживали. Ей назначили химиотерапию – диагноз после проделанного обследования не вызывал у врачей никаких сомнений.
Батюшка стал служить молебен о ее здравии. Собрались многие, мы все ее знали и любили, а я ее любила как родную дочь. Простояла весь молебен на коленях. Она в это время лежала в больнице, и вскоре после молебна я попросила у батюшки благословения поехать навестить больную. Перед поездкой позвонила ей. Настроилась твердо, чтобы не расплакаться во время разговора, а наоборот – поддержать и приободрить.
И она мне сказала:
– Меня еще раз обследовали – диагноз не подтвердился.
И тогда я просто разрыдалась у телефона.
Она стала меня успокаивать и попросила сообщить эту радостную и волнительную новость ее маме. Я тут же ей позвонила, и у нее была такая же реакция, как у меня – она рыдала навзрыд.
Это только несколько историй о моем духовном отце, которыми я хотела поделиться с читателями портала Православие.Ru.
Отец Венедикт