ЧТО СЛУЧИЛОСЬ И ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ
3 февраля, в воскресенье, в Киеве состоялась так называемая «интронизация» Сергея Петровича Думенко («митрополита» Епифания), которого назначили на престол новосозданной Святейшей Церкви Украины (СЦУ). Процесс создания СЦУ сопровождался многочисленными скандалами и провокациями. Не менее скандально прошла и «интронизация» ставленника раскольника Филарета – молодого 39-летнего Епифания.
Все Поместные Церкви, от которых зависит признание СЦУ, проигнорировали «интронизацию митрополита Киевского»
На «интронизацию» не приехали представители Поместных Церквей кроме собственно Константинопольского Патриархата и зависимых от него УПЦ в США и Канаде, а также нескольких монахов с Афона, о приезде которых речь пойдет ниже. Все Поместные Церкви, от которых зависит признание СЦУ, проигнорировали «интронизацию митрополита Киевского». Зато это событие не проигнорировали политики и представители… других религий. Ожидаемо присутствовал Президент Украины Петр Порошенко со своей супругой и его конкурентка на будущих выборах, весьма перспективный кандидат в новые президенты Юлия Тимошенко, которая поддерживает близкие отношения с «патриархом» Филаретом. Также присутствовали глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав (Шевчук), глава Конференции римско-католических епископов Украины Бронислав (Бернацкий), митрополит Римско-католической церкви (РКЦ) Мечислав (Мокшицкий) и представители протестантских деноминаций.
Само мероприятие прошло на удивление тихо и без пафоса: многие журналисты отметили пустую площадь перед Софийским собором. В отличие от «Объединительного собора» 15 декабря, когда ради массовки на площадь свезли бюджетников, во время «интронизации» количество полицейских превышало количество любопытствующих. Журналисты сайта «Вести» предположили, что это связано с неудавшейся кампанией вокруг получения Томоса:
«Все дело в том, что президент покатался по стране в рамках Томос-тура и получил шквал критики в свой адрес, – общество раздражает использование церковной темы в предвыборной кампании, как и показуха, которой сопровождается томосиада».
Кроме этого, вход на мероприятие производился по приглашениям, в том числе и для журналистов. Некоторые журналисты не попали на «интронизацию», несмотря на аккредитацию. Это, в частности, случилось с журналистом оппозиционного телеканалаNewsOne Андреем Лащем.
Детективный приезд архимандрита Ефрема
Еще задолго до начала мероприятия стало известно, что Поместные Церкви проигнорируют «интронизацию». Фанар стал прилагать максимум усилий для того, чтобы привезти на «интронизацию» хотя бы кого-то. В его юрисдикцию входят монастыри Святой горы Афон – очевидные авторитеты в православном мире. Но и с ними возникли проблемы.
29 января директор Международного института Афонского наследия Сергей Шумило, сообщил на своей странице в Facebook:
«На вчерашнем заседании Священного Кинота Афона лишь 5 из 20 антипросопов (представителей) афонских монастырей поддержали инициативу патр. Варфоломея направить делегацию наблюдателей на интронизацию предстоятеля ПЦУ.
Священный Кинот Афона 28 января решил не направлять делегацию в Киев и не посылать поздравлений предстоятелю ПЦУ и далее воздерживаться от поддержки сторон церковного конфликта на Украине… В то же время Св. Кинот и далее сохраняет духовное единство со Вселенской Патриархией».
Но в стороне остаться не удалось.
1 февраля появились сообщения о том, что «Варфоломей поставил ультиматум» настоятелю Ватопеда: или архимандрит Ефрем едет на «интронизацию» Епифания, или его отправят в запрет. Как пишет автор «Союза православных журналистов», «мотивы такой “атаки” со стороны Варфоломея понятны. Подставить под удар игумена, который в хороших отношениях с РПЦ».
Варфоломей поставил ультиматум настоятелю Ватопеда: или архимандрит Ефрем едет на «интронизацию» Епифания, или его отправят в запрет
Игумен Ватопеда действительно находится в хороших отношениях и с Русской Православной Церковью, и с Украинской Православной Церковью: он часто привозил святыни в Россию и на Украину, а российские власти по линии МИДа даже помогали ему со снятием обвинений со стороны греческих властей. «Подставить» таким образом лояльного архимандрита, ослабив «пророссийскую партию» на Афоне, весьма выгодно. И в итоге отца Ефрема удалось привезти в Киев.
Но вечером того же дня появилась информация, что прилетевший в Киев настоятель Ватопеда попал в больницу с сердечным приступом, что сделает невозможным его участие в «интронизации» Епифания.
Главный редактор сайта «Левый берег» Соня Кошкина, активно поддерживающая автокефалию, рассказала об этом происшествии:
«Поздно вечером Ефрем внезапно отправляется “подышать воздухом”… Едва он спускается вниз, как у входа притормаживает черный “ровер”, куда он безо всякой опаски садится… и пропадает».
На следующий день, 2 февраля, на том же сайте появилась новость о том, что Епифаний встретился с отцом Ефремом в частной клинике, подтверждением чему служит совместная их фотография.
Сама новость гласит:
«Епифаний выразил радость от встречи с настоятелем знаменитого афонского монастыря и выразил переживания за состояние его здоровья. Митрополит приветствовал отца Ефрема в Киеве и пожелал ему скорого выздоровления и многих лет.
В свою очередь игумен Ефрем поздравил киевского митрополита с избранием и интронизацией, которая состоится 3 февраля, и пожелал ему успешного служения в качестве предстоятеля Православной церкви Украины».
При этом остается неизвестным, где архимандрит Ефрем провел ночь с 1 на 2 февраля.
Вечером 2 февраля Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ сообщил о состоявшемся телефонном разговоре священноначалия УПЦ с игуменом Ватопеда, в котором «архимандрит попросил передать, что любит Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и всех архиереев его Церкви». В тот же день отец Ефрем покинул Украину «для продолжения лечения в одной из зарубежных клиник».
Как написала Соня Кошкина,
«Вечером субботы из столичных Жулян (в 18:17 по Киеву) в Женеву вылетел самолёт DAJET. На его борту находился гражданин Греции Vasileios Koutsou. Он же – старец Ефрем».
Ну, а вечером всё того же 2 февраля российский сайт «Царьград», ссылаясь на собственные источники, опубликовал опровержение того, что отец Ефрем поздравил Епифания с «интронизацией»:
«В ходе беседы Епифаний пожелал отцу Ефрему выздоровления, за что игумен Ватопедского монастыря и поблагодарил визитера. А все озвученные украинскими СМИ заявления и поздравления, якобы сделанные старцем Ефремом, – не более чем домыслы и фантазии».
На «интронизацию» архимандрит Ефрем так и не попал.
Афониты были в составе делегации Фанара, но не как официальные представители Святой Горы
Кроме митрополитов Гальского Эммануила и Адрианопольского Амфилохия присутствовали игумен Афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий, экзарх Фанара в Киеве о. Михаил Анищенко, а также два монаха из Пантелеимоновского скита Кутлумушского монастыря Афона. Афониты были в составе делегации Фанара, но не как официальные представители Святой горы.
В общем, это действительно похожая на детектив история, которая, увы, мало соответствует духу Христову. Впрочем, вся вообще история создания СЦУ происходит в том же стиле – с интригами, провокациями, фейками.
До сих пор точно не ясно, где же именно провел ночь с первого на второе февраля архимандрит Ефрем и что именно с ним случилось. Действительно ли у него обнаружились проблемы со здоровьем или это был искусный трюк, связанный с нежеланием участвовать в сомнительном сборище.
Эта история вызвала весьма неоднозначную реакцию среди православных. Кто-то оправдывает архимандрита: мол, ему угрожали отлучением, и он был вынужден лететь в Киев, но в итоге ему удалось, грубо говоря, «откосить» от участия в «интронизации». Другая часть с меньшим пониманием относится к действиям Ватопедского игумена. Так, глава Византийского клуба «Катехон» Аркадий Малер опубликовал на своей странице в Facebook-е горькие слова:
«Киевский кульбит Ефрема … в точности отражает давно распространенную поведенческую тактику определенной части церковных деятелей, для которых самое главное – это ни в коем случае ни с кем никогда не конфликтовать…
Сегодня такая тактика только дискредитирует священников в восприятии как самих верующих, так и внешних, которым уже никак невозможно объяснить, почему именно те самые люди, которые призваны быть образцом христианства, а тем более – монахи, а тем более – игумены, а еще тем более – афонские игумены, как только им самим реально приходится чем-то жертвовать, являют образец банальной трусости».
Во всей этой истории ясно одно: в нынешнем противостоянии всем рано или поздно придется занять чью-либо сторону. Нейтральной позиции не будет…
С католиками и поминовением… Патриарха Кирилла, но без Филарета
На самой «интронизации» бросилось в глаза отсутствие «почетного патриарха» Филарета (Денисенко), который и был основным лоббистом назначения Епифания главой СЦУ. От имени Филарета зачитали поздравление молодому «предстоятелю»:
«Я убежден, что поместная Украинская православная церковь в будущем объединит всех православных в Украине, и тогда, как одна из самых больших поместных церквей в мировом Православии, украинская церковь будет вознесена до статуса патриархата».
Но почему же Филарета не было на столь важном событии? Мало того, с амвона в диптихе помянули патриарха… Московского и всея Руси Кирилла, но не помянули Филарета.
Официальная версия: у Филарета поднялось давление, и врачи запретили 90-летнему «почетному патриарху» ехать на данное мероприятие, о чем сообщили украинские СМИ. Конечно, в столь преклонном возрасте может случиться что угодно, но стоит рассмотреть и другие версии.
Возможно, истинная причина лежит в треугольнике «Филарет – Порошенко – Фанар», в центре которого оказался молодой Епифаний. Вся карьера «предстоятеля» выстроена Филаретом, и собственным авторитетом он пока что в СЦУ не пользуется – это «одолженный» авторитет Филарета. При этом его старается приблизить к себе Порошенко, для которого молодой Епифаний более удобен, чем старый и своенравный Филарет, который к тому же заигрывает с Юлией Тимошенко, его прямым конкурентом на президентских выборах.
Греки недолюбливают Филарета, а Филарет не захотел расставаться с патриаршим куколем
Греки также заинтересованы в молодом Епифании: они в курсе своевольных заявлений Филарета о своем «патриаршестве» и явно этим недовольны. Им невыгодно подконтрольное положение «предстоятеля» опытному интригану Филарету, и они бы предпочли контролировать его лично.
Порошенко зависим от греков: по имеющейся информации, Фанар выдвинул четкое условие Президенту Украины, что Томос будет отозван в случае серьезных проблем или своеволия Филарета. Подобных прецедентов не было, но Порошенко сейчас, до выборов, не хочет получить еще и скандала с греками. Поэтому он старается по возможности «задвинуть» Филарета и приблизить менее своенравного Епифания.
Одна из версий отсутствия Филарета озвучена журналистами сайта «Вести»:
«Дело в кошке, которая пробежала между Филаретом и Епифанием, который пользуется опекой Порошенко, в то время как Филарет сотрудничает с Тимошенко – он даже принимал участие в съезде “Батькивщины”, на котором Юлия Тимошенко в свою очередь завила, что в случае победы на выборах будет способствовать получению ПЦУ наивысшей автокефалии».
Другая версия также вполне очевидна: греки недолюбливают Филарета, а Филарет не захотел расставаться с патриаршим куколем. Оттого и возникла версия с «дипломатической простудой».
То, что «митрополит» Епифаний, несмотря на весь свой патриотический пыл, вынужден поминать Святейшего Патриарха Кирилла, говорит о том, что греки имеют влияние на молодого «предстоятеля». Если бы Филарет полностью контролировал ситуацию, он бы этого не допустил. Но, видимо, и его влияние не безгранично.
Кроме греков и украинских политиков с Епифанием старались подружиться и украинские униаты. Как сообщил религиовед Дмитрий Скворцов на своей странице в Facebook:
«По моим источникам, в алтарь на СЦУшной “литургии” были допущены представители Папы римского, которые передали Епифану благословение понтифика и надежду на скорое восстановление единства “украинского православия” с униатами».
Со стороны униатов уже неоднократно звучали предложения об «объединении» с СЦУ. Так, поздравляя Епифания с избранием «предстоятелем», глава УГКЦ Святослав (Шевчук) назвал создание ПЦУ «Божьим даром» на пути к «полному единству Церквей Владимирового Крещения»:
«В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к вам и всем православным братьям, предлагая вам начать вместе прокладывать наш путь к единству, к правде».
В рождественском интервью 5 каналу Святослав (Шевчук) сказал, что объединение греко-католиков с СЦУ – «это хорошая радостная перспектива»:
«Потому что весь христианский мир, в частности, католическое и православное сообщества, ищут пути к единству. На вселенском уровне происходит диалог, чтобы это единство восстановить. Прежде всего, речь идет о евхаристическом сопричастии».
Таким образом, для украинских униатов создание СЦУ – это возможность вести последовательную экуменическую политику, которую они и так уже ведут в течение многих лет.
Вместо итогов
Все произошедшее до и во время «интронизации» Епифания – это логичное продолжение политики Фанара, не имеющей ничего общего с евангельским духом и каноническими нормами Православия. Суетливость, скрытность, интриги, крайняя политизированность – это, конечно же, не Церковь Христова, но некий голем, созданный из обид Фанара за сорванный Критский собор, из амбиций Порошенко, из желания Филарета получить канонический статус (но без покаяния!) и множества других, подчас скрытых причин и факторов.
При этом, как бы ни банально это звучало, нельзя забывать и заокеанских двигателей процесса, старательно проводящих политику дезинтеграции России и Украины, в которой создание СЦУ и ликвидация канонической УПЦ – лишь элемент политтехнологии.
«14 апреля 2018 г. работу с патриархом Варфоломеем провел посол Государственного департамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек. Он же прилетал 11 сентября в Киев, в самый разгар переговоров об объединении раскольников в единую религиозную структуру. А уже 17 апреля афонский монастырь Ватопед посетил экс-посол США на Украине Джеффри Пайетт», – приводит хронологию такой деятельности портал СПЖ.
Заметим, что встречи игумена Ватопеда с официальными лицами Государственного департамента США на этом не закончились: согласно порталу «The National Herald», 12 октября 2018 года архимандрит Ефрем лично посетил Белый дом в Вашингтоне, где встретился не только с вышеупомянутым Браунбеком, но и с Юджином Фишелем, начальником отдела Бюро разведки и исследований Государственного департамента США, который помимо прочего является «видным специалистом по Украине»…
Несмотря на то, что все это действо выглядит как плохой театр, не исключено, что рано или поздно какая-то часть Поместных Церквей, зависимых от Фанара, всё же признает созданную в Киеве раскольническую структуру. И тогда начнутся конфликты уже между Фанаром и руководством СЦУ, если Филарет продолжит сохранять свое влияние на Епифания.
И, конечно же, сильно повлияет на церковную ситуацию политическая обстановка на Украине. Кто бы ни победил в президентской гонке – Порошенко или Тимошенко, скорее всего, новый президент продолжит антицерковную политику и поддержку СЦУ. Силы же, способные поддержать УПЦ внутри страны, сейчас раздроблены и представлены несколькими партиями, которые к тому же еще и враждуют между собой. Шансы попасть во второй тур президентских выборов есть только у кандидата от Оппозиционной платформы «За жизнь» Юрия Бойко, но они не высоки. Отсутствие кандидата во втором туре уменьшит шансы сильной фракции на прохождение осенью 2019 года на парламентских выборах в Верховную Раду. Политические силы, поддерживающие каноническую Украинскую Православную Церковь, будут ослаблены, и повторения 2006 года, когда в Раду удалось провести сильную фракцию «Партии регионов», не будет.
Скорее всего, сейчас религиозный вопрос уже не будет так активно использоваться властью, как осенью. Но антицерковные законы уже приняты, и власть под предлогом переименования будет продолжать требовать от Украинской Православной Церкви провести перерегистрацию имущества, что вызовет борьбу за храмы и монастыри. И носить это будет, скорее всего, «ползучий» характер, медленный и постепенный.
А значит, явная малочисленность гостей на «интронизации» новоявленного «Киевского митрополита» не должна вводить никого в заблуждение и успокоение.