О последнем романе Дэна Брауна
Есть у Фёдора Достоевского в записных книжках такая мысль:
«Социализм, коммунизм и атеизм – самые лёгкие три науки. Вбив себе их в голову, мальчишка считает себя уже мудрецом. Кроме того, поддаются эти науки легче всякой на популярное изложение».
Об одном таком популярном изложении, которое легко найти на полке «Лучшие продажи» большинства книжных магазинов, мы и поговорим.
Речь о последнем романе американского писателя Дэна Брауна «Происхождение». Очередные похождения профессора-криптолога Роберта Лэнгдона, суммарный тираж этой серии уже зашкаливает за 200 млн. экземпляров, книги переведены на 56 языков мира. Можно отметить следующее: если в принёсшем автору известность «Коде да Винчи» осторожным нападкам на христианство были посвящены лишь несколько последних глав (вольный пересказ почти забытых и давно опровергнутых ересей[1] о человеческой природе Христа), то «Происхождение» уже полностью посвящено этой теме. Нападкам на все религии мира сразу. Так часто бывает – ложная идея, изначально не отторгнутая массовым сознанием, со временем разрастается. Как говорил Йозеф Геббельс: «Ложь, тысячу раз повторённая, превращается в правду».
Ложная идея, изначально не отторгнутая массовым сознанием, со временем разрастается
Кстати, в текущем 2018-м году, согласно рейтингу самых популярных книг на полках буккроссинга (акции по обмену книгами) в Московском метрополитене, «Код да Винчи» – один из лидеров. Сколько ещё миллионов людей прочтёт эти книги, и скольких они смогут смутить? Сколько человек некритически впитают в себя эту внешне безобидную ложь?
Сложно обоснованно возражать автору, который в своих предыдущих книгах на полном серьёзе пишет, например, что традицию причащения христиане переняли у ацтеков. Школьник за подобный ответ заслуженно получит «двойку» по истории. Между ацтеками и описанным ещё в Новом Завете первым Причастием — полторы тысячи лет и тысячи километров на двух разных континентах. Две эти культуры не соприкасались да открытия Америки в 1492-м году. Но у Дэна Брауна и его издателей как-то получается успешно продавать миллионы экземпляров с подобными «открытиями». Талант. Маркетинговый талант.
На первой же странице «Происхождения» читаем в преамбуле:
«Произведения искусства, архитектурные сооружения, места действия, научные данные и религиозные организации, описанные в романе, существуют в действительности».
Очевидно, это должно вызвать у читателей чувство достоверности. Попробуем разобраться, что на самом деле существует в действительности, а что лишь в воображении автора.
Основной мыслью, фундаментом романа является противостояние науки и религии
Основной мыслью, фундаментом всего романа является противостояние науки и религии. Едва ли не на каждой странице, на разные лады, звучит идея – всё «научное» противоречит «религии», всё «религиозное» никак не может быть «научным». Утверждения странные, как минимум, своей ненаучностью. Ведь наличие даже одного верующего учёного (а их гораздо больше половины от общего числа[2]) эту ложную гипотезу опровергает. Но вернёмся к книге.
Сюжет: Эдмонд Кирш, вымышленный персонаж, пламенный атеист и по совместительству футуролог, совершает некое научное открытие. Учёный спешит поделиться этим открытием со всем миром, устраивая презентацию в музее современного искусства, прямо во время которой его и убивают. Как легко можно догадаться, профессор Роберт Лэнгдон должен раскрыть все тайны, шифры и коды и всё же явить миру сделанное открытие. Отметим, что в книге менее 600 страниц – из них на 500 страницах намёками описывается это открытие:
- «Величайшая тайна человечества»,
- оно и «грандиозное», и «гениальное»,
- «откроет новую эру в истории человечества»,
- «опровергнет все мировые религии».
Есть в этом что-то бесконечно наивное. По данным американского аналитического центра «Pew Research Center», около 5,8 миллиарда человек из 7 миллиардов населения Земли считают себя верующими[3], последователями той или иной религии. И вот этим шести миллиардам по всему миру покажут презентацию – и всё тут же «опровергнется»…
Гениальное открытие Эдмонда Кирша оказывается… пересказом теории эволюции. Суть учения Дарвина на самом деле проста, оно базируется на никем и никогда не доказанном предположении о самопроизвольном зарождении жизни в некоем «первичном бульоне». Из мёртвого каким-то образом получилось живое. Отметим, что данное предположение само по себе – это ещё наука, в академическом понимании этого слова, одним из признаков которой является как раз научная гипотеза (предположение). А вот дальше всё не так просто.
Последние 150 лет успехи сторонников теории Дарвина скромны. Их просто нет
Гипотеза должна быть принципиально проверяема. Требуется возможность проверки гипотезы критическим экспериментом. Утверждает некто, что живое само собой произошло из мёртвого – что ж, странное предположение, но это его право. Дело за малым, эту гипотезу нужно подтвердить (или опровергнуть) экспериментом. В распоряжении учёных сейчас самые современные лаборатории, любые мыслимые сочетания элементов органической и неорганической химии, возможность воспроизведения любых условий внешней среды (нагрев, охлаждение, электрические разряды, имитирующие громы и молнии, над тем самым «первичным бульоном»). Когда удастся из мёртвой материи получить хоть одну живую клетку – тогда и поговорим. Последние 150 лет успехи сторонников теории Дарвина в этом направлении скромны. Их просто нет. Не хочет живое рождаться из мёртвого.
Далее необходимо кое-что уточнить: полноценный универсальный квантовый компьютер является пока гипотетическим устройством. Практически реализованы лишь единичные экспериментальные системы, исполняющие фиксированный алгоритм небольшой сложности.
Именно вокруг описанного выше эксперимента (попыток имитации самозарождении жизни на планете) Дэн Браун и строит сюжет. Действует автор просто и смело: если гипотеза не подтверждается фактами – тем хуже для фактов. По ходу действия выясняется, что Эдмонд Кирш (напомним – вымышленный персонаж) с помощью изобретенного им же (не существующего в реальности) квантового суперкомпьютера запускает некую математическую модель. Далее, на основании технического приёма, используемого при производстве мультфильмов (т.н. «tweening» – процесс генерации промежуточных кадров между двумя ключевыми кадрами), Кирш и доказывает, что жизнь на Земле зародилась сама.
Собственно, всё.
Один из признаков манипуляции сознанием, когда бездоказательные утверждения подаются мимоходом
Не менее показательны идеи, как бы оброненные вскользь, которыми изобилует книга. Это один из характерных признаков манипуляции сознанием, когда бездоказательные утверждения подаются мимоходом, в проброс, как нечто общеизвестное. Например, в презентации Эдмонда Кирша сказано о якобы основных проблемах свободного развития науки:
«…Транспаранты верующих против исследования стволовых клеток, гей-парадов, абортов…».
Мысль никак не поясняется, нужно просто принять на веру – кто против гей-парадов и абортов, тот против и науки. Далее по тексту, на протяжении всего романа, идёт целенаправленная «информационная бомбёжка» следующих понятий: монархия (любая), религия (любая), традиционная семья. Аборты – благо, однополые союзы – благо.
Например, прозрачнейший намёк на гомосексуальную связь престарелого короля Испании и католического епископа. Подаётся это как «любовь», на которую «каждый имеет право». Или вот удивительный «символ веры» одного положительного персонажа, прогрессивного католического священника:
«Мы все должны сделать то, что уже сделали многие церкви – открыто признать, что Адама и Евы не существовало, что эволюция – доказанный факт, а христиане, которые выступают против этого, всех нас выставляют дураками».
Как говорят химики – что имеем в сухом остатке? Вымышленный персонаж на несуществующем квантовом компьютере, с помощью мультяшной технологии, делает не подтвержденный экспериментами вывод о самозарождении жизни на планете Земля. И это всё? Да, это всё.
Отличный маркетинг. И никуда не годное «великое открытие».
[1] Из «Православно-догматического Богословия» Митрополита Макария (Булгакова): «Заблуждения касательно Божества Иисуса Христа подразделяются, в свою очередь, на три частнейшие. Первое и самое древнее из них принадлежит тем, которые совершенно отвергали Божество во Иисусе Христе, и считали Его простым человеком: так учили – в век апостольский Керинф и Евион, обличенные еще Св. Иоанном Богословом, написавшим против них свое Евангелие; во II веке – Карпократ, Феодот и Артемон с последователями, обличенные Иринеем, Тертуллианом и другими; в III веке – Павел Самосатский, обличенный двумя антиохийскими соборами (в 264-м и 270-м г.). Этой же ереси, многократно осужденной древнею Церковью, держатся в новейшие времена социниане и рационалисты».
[2] First worldwide survey of religion and science: No, not all scientists are atheists // http://news.rice.edu/
[3] The Global Religious Landscape: A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010 // https://www.researchgate.net/