Есть прекрасный повод сказать несколько слов о святом Николае, а в связи с ним – о Священном Писании.
Тропари главных праздников и любимых святых нужно учить наизусть. Николай не исключение. В первой строчке главного (зимнего) тропаря этот святой назван «правилом веры, образом кротости и воздержания учителем». Внимание всей Церкви, таким образом, в день памяти Николая обращается на веру (она должна быть правильной!); на кротость (ибо кроткие, и только они, а не спесивые вовсе наследуют землю (См. Мф. 5:5); и на воздержание. Это последнее есть практический аскетизм, дающий душе свободу и освобождающий место действия для Святого Духа.
Все это есть в Николае. На любую из упомянутых добродетелей можно наводить монокль для более тщательного рассмотрения.
Вот, к примеру, кротость. Всякому народному вождю (епископу тоже) подобает брать пример с Моисея, а тот был кроток. Сказано: Моисей же был кротчайший из всех людей на земле (Чис. 12:3). В это трудно поверить, читая описание событий, в которых Моисей принимал живое участие, однако это правда. Через заносчивого, самолюбивого, ищущего славы себе человека отнюдь бы не действовал с таким могуществом Дух Святой. И пусть разделение морских вод, питание манной и питье воды из треснувшей скалы остались в истории. Эти дела не повторятся. Но есть иные возможные дела. Их не счесть. Богу угодно их совершить во дни наши, как и во дни древние. И это вечно новое Божие чудотворство нельзя связать ничем, кроме как гордыней и заносчивостью Божиих служителей, через которых Бог отказывается являть Свою силу и славу.
В Николае не было ничего сопротивляющегося силе Божией, никаких потуг приписать что-то себе лично, а не Богу. Отсюда и чудеса, не желающие прекращаться.
Живой союз истинной веры, кротости и воздержания вообще стоит поставить перед собой для пристального изучения. Правой вере противостоят ереси и заблуждения. Кротости – целый букет страстей, состоящий из заносчивости, раздражительности, злопамятства, самохвальства. Всего того, что никак с кротостью вместе ужиться не сможет. Воздержанию же противостоит разврат. Мягче – распущенность. И вы наверняка встречали людей, богатых заблуждениями, высокомерных и распущенных. Зато с теми, в ком соединились вера, кротость и воздержание, вряд ли виделись с глазу на глаз. Слишком уж великая это редкость. Так вот вам – святой Николай! Празднуйте, молитесь, получайте помощь.
Живой союз истинной веры, кротости и воздержания стоит поставить перед собой для пристального изучения
Обратим внимание еще и вот на что. Вера, кротость и воздержание поименованы и поставлены вместе не случайно. Это прямое цитирование из послания апостола Павла к Галатам. Глава 5, стихи 22 и 23. Начиная со слов плод же Духа… и далее, где перечисляются девять даров Духа. Три последние – это вера, кротость и воздержание.
Это, среди прочего, говорит нам и о том, что церковные молитвы и песнопения вдохновлены Священным Писанием. Держаться церковной веры и пренебрегать книгами Нового и Ветхого заветов означает впадать в странное состояние, когда любят вершки и топчут корешки. Церковь для того так и постаралась составить общенародные молитвы, чтобы через них пытливый ум входил в круг библейских понятий, находил первоисточник и веселился радостью, которую никто отнять не в силах.
Прислушайтесь к заупокойной молитве: «Боже духов и всякия плоти…» Без труда, при желании, найдете связь с молитвой Моисея из книги Чисел (16:22), где пророк несколько иначе обращается к Богу: Боже, Боже духов всякой плоти…
Прислушайтесь к заамвонной молитве иерея на Литургии. Услышите ссылку на слова апостола Якова: Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов(Иак. 1:17).
Послушайте молитву Василия Великого перед Причастием. Там расслышите слова согреших бо, Господи; согреших на Небо и пред Тобою. Это слова из притчи о блудном сыне (Лук. 15:21). Именно в такие слова вкладывает свое покаянное чувство младший ребенок, загулявший, опозорившийся и нашедший смелость вернуться.
Это далеко не исчерпывающий перечень примеров, в которых пересекается молитва Церкви с текстом Библии. Таких примеров очень много. Тропарь святому Николаю тоже из этого списка. (Мы говорим о главном тропаре, поскольку у летнего праздника есть свой текст и его можно смело наизусть не учить).
Так что не оставим праздник без практических выводов. Будем вникать в церковный чин молитвы и в Писание обоих Заветов. Будем делать это, пока есть время. А иначе зачем, думаете, у Святителя на иконных изображениях в руках Евангелие?