Тайна Воскресения Христова обусловлена тайной Его Страстей и Его Смерти. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24: 46). И в этим смысле не меньшее удивление вызывает и сама Его смерть, ведь Христос «смертию смерть поправ и сущим во гробех (находящимся во аде. – прот. О.С.) живот даровав». То есть Своею смертью Он умертвил смерть физическую и духовную для каждого из нас, уверовавших во имя Его: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13: 14).
Смерть смерти
Блаженный Августин писал:
«Где смерть? Ищи ее во Христе, потому что она уже не существует: она была, но теперь смерть мертва. О Жизнь, о Смерть смерти! Будьте добросердечны, и смерть умрет и в вас. Что случилось в Главе, произойдет и в других членах: в нас тоже умрет смерть. Но когда? При скончании века, при воскресении мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся… Слова эти даны ликующим, чтобы вам было о чем размышлять, что воспевать в сердце вашем, на что всем сердцем надеяться, что искать верой и добрыми делами»[1].
Таким образом, и Его Страсти, и Его Смерть, и Его Воскресение совершаются «нас ради человек и нашего ради спасения».
Своими Страстями (страданиями) Христос освобождает и исцеляет и нас самих от власти греха, греховных склонностей и страстей. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5).
Его Смерть – источник нашего очищения! «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7).
Его Воскресение – источник нашего оправдания! «Который (то есть Христос. – прот. О.С.) предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25).
Еще в Пятикнижии Моисея было изречено: «когда зайдет солнце и он (то есть грешник. – прот. О.С.) очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища» (Лев. 22: 7). Уточнение: этот ветхозаветный стих «тогда может он есть святыни, ибо это его пища» в христианском прочтении пересекается с известными словами Сына Божия: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6: 55). И в этом прочтении слова: «когда зайдет солнце и он очистится» – обретают пророческий смысл, указывая на известное событие евангельской истории: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце…» (Лк. 23: 44–45). И действительно, смерть Сына Божия на Кресте, когда и зашло чудесным образом солнце, «очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7).
Смерть есть разделение между душою и телом. «Ибо… тело без духа мертво» (Иак. 2: 26). И человеческая природа Христа в момент смерти переживает подобное разделение. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23: 46). Но так как во Христе Истинное Человечество и Истинное Божество нераздельны, неразлучны и неизменны, то совершенно очевидно, что, когда Его человеческая душа покинула Его тело, Истинное Божество не отделилось ни от души, ни от тела. Почему человеческой душою сойдя во ад, Он, как и славословит Церковь, и «облестал его сиянием Божества». То есть точно так же, как Сын Божий сокрушает смерть, Он сокрушает и ад. А человеческий род в своем отпадении от Бога заслужил и смерть телесную, и смерть духовную – вечное нахождение в аду. Но Христос, Своею Смертью умертвивший смерть, являет Себя и как Победитель – ада. «Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9: 11); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4: 6).
Само Христово Воскресение имело себе несколько причин, прежде всего являясь оправданием нашим (ср.: Рим. 4: 25).
Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Христос и умер, и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными»
«Сказав о нашей вере (см.: Рим. 4: 25), апостол говорит также о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на средину крест… Заметь, каким образом, указав на причину смерти, он обращает ее в доказательство воскресения. За что Христос распят? – спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить свое учение об оправдании как верой Авраама, которой он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов.
Говоря же о смерти Христа, он говорит и о Воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер, и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными»[2].
Истина Воскресения Христова
И теперь мы рассмотрим эти причины Его славного Воскресения.
Истина Воскресения Христова способна изменить нашу жизнь и преобразить нас – из чад гнева в чад Божиих
1. Чрез Свое Воскресение Христос свидетельствует о Собственном Истинном Божестве, возвращая к полноте бытия в жизни и Свое Истинное Человечество. Показывая торжество жизни над смертью, праведности над грехом, милости над судом. Таким образом подавая надежду всем несправедливо казненным, осужденным, страждущим и обремененным. «Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1: 51–52).
2. Чудо Его Воскресения утверждает нас в вере в Его Божество, несмотря на факт Его Страданий и самой Смерти; вдыхает мужество и в наши сердца, несмотря на нашу немощь и слабость; наполняет смыслом человеческую боль, страдание и саму смерть. «Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» (2 Кор. 13: 4). «Силою Божиею», Собственного Ипостасного Божества Он и восстал из гроба по воле Отца Небесного и действием Духа Святаго. Он силен воскресить и дорогих нашему сердцу усопших, разлука с которыми так тяготит и беспокоит нас. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4: 13–14).
3. Воскресение Христово окончательно убеждает и нас самих в вере в собственное воскресение и вечную жизнь в Боге и с Богом. «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 12–14); «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19: 25–27). Все это означает: проповедь наша не тщетна, не тщетна и вера наша.
4. Истина Воскресения Христова, чрез веру проникнув в сознание наше и сердце (мир наших чувств), оказывает на верующих огромное нравственное воздействие, способное преобразить и изменить нашу жизнь – всецело, из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6: 4–5). То есть нравственного и морального перерождения, того, что на языке Библии и означает спасительное рождение свыше. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10: 9–10). То есть мы живем так, как веруем, и веруем так, как живем.
Это всецелое Божие прощение, которое предоставляет человеку возможность начать все снова – «с чистого листа»
5. Есть и спасительный смысл в вере в Воскресение Христово. Когда мы верим в Его Воскресение, мы верим в то, что и сама Смерть Его не была напрасна. Ибо когда Сын Божий умер на Кресте, то и Его враги и друзья начали ожидать, примет ли Бог Отец эту Жертву. И когда Он воскрес, это и была полная спасительного смысла истина о том, что жертва Его принята и мы оправданы. «Который (то есть Христос. – прот. О.С.) предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25).
Само библейское понятие «оправдание» есть термин и понятие юридическое. Представьте себе: идет суд, и судия внимательно следит за словами прокурора и адвоката. И вдруг (!) неожиданно для всех – и для защиты, и для обвинения – судья провозглашает: ОПРАВДАН! «Оправдан» означает, что никогда и не был виновен! То есть такое всецелое Божие прощение, которое предоставляет человеку возможность начать все снова, «с чистого листа». «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 18).
6. Есть и практический смысл веровать в Воскресение Христово. «И Он (то есть Христос. – прот. О.С.) есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1: 18). Почему Христос назван здесь «начатком» и «первенцем из мертвых»? Разве не воскрес Лазарь и сын Наинской вдовы? Почему же Он и «начаток», и «первенец из мертвых»? В действительности воскреснув, Он и явил нам формат нового бытия, которое ожидает и нас, верующих, в день всеобщего воскресения. Лазарь и сын Наинской вдовы воскресли, но потом и умерли. Воскресение в Жизнь во Христе и со Христом все меняет. Когда воскресший верующий уже не умирает, но переходит от смерти в Жизнь. Что и позволяло апостолу Павлу восклицать: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21); «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Только тогда смерть может оказаться «приобретением», когда и сама теперешняя наша жизнь наполнена Христом, Его Верою, Надеждою и Любовью, о которой и сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8); «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3: 2–3).
«Будем подобны Ему»
Беда Достопочтенный писал:
«Павел утверждает: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3: 3). Умерли, конечно, в отношении прежней жизни во грехе и имеем теперь через веру новую жизнь во Христе, предел которой еще не явлен нам видимым образом. Святой Иоанн говорит, что мы будем подобны Ему, поскольку будем наслаждаться созерцанием неизменного, божественного и вечного, богоподобные в своем бессмертии и блаженстве. И все же мы останемся отличными от Творца, поскольку сами – творения. Хотя, видимо, это относится к телу бессмертия, и так мы уподобимся Отцу через Сына, единственного из Троицы принявшего тело, в котором Он умер, воскрес и которое вознес с Собой на небеса»[3].
Но что означают таинственные слова апостола Иоанна Богослова: «будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть»? Апостол Павел пишет: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). «В меру полного возраста Христова», то есть все будем 33-летними: и те, которые прожили более сего возраста, и те, которые умерли значительно ранее его. Иов Многострадальный восклицает: «Бог умилосердится над ним (то есть над человеком. – прот. О.С.) и скажет: “освободи его от могилы; Я нашел умилостивление”. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33: 24–25). Освобожденный от могилы человек будет обладать уникальным познанием о Боге, и заслугами Христа совершится его полное искупление от власти греха. Сказано: «Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он (то есть человек. – прот. О.С.) будет смотреть на людей и говорить: “грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он (Господь) освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет”. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов 33: 26–30). Как приятно будет ходить во свете живых и радоваться обилию Божиих благословений.
В том мире люди будут здоровы и физически, и духовно: «И ни один из жителей не скажет: “я болен”; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис. 33: 24). «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35: 5–6).
«Во Христе воскреснут»
Многие задают себе вопрос: как же воскреснут люди?
Отвечая на него, хочется напомнить слова святого Иустина Философа:
«Так как атомы (из которых он, человек, создан) неразрушимы, то нет ничего невозможного им сойтись и соединиться в том же порядке и положении и потом составить такое же тело, какое прежде было из них, подобно тому, как если мозаический художник сделает из камней образ… когда потом они распадутся от времени или по воле художника, то он, имея те же кусочки, может собрать и расположить в подобном порядке и сделать такое же изображение»[4].
Даже если тело сгорело или сгнило и разложилось в воде, все равно сохраняются частицы, на основании которых воскресение каждого человеческого тела возможно. Пророк Исаия говорил об этом следующее: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26: 19). Здесь надо вспомнить, что человек зачинается от одной капли, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «живительного семени». Да и меньше, чем капли: всего одна маленькая ее частица – и человек зачат. Воскресение людей будет подобно и схождению с небес живительной росы: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос. 14: 6).
Не то же ли мы наблюдаем и весною, когда под мощными звуками раскатов грозы в начале мая природа как бы просыпается и оживает. Гром (!) – и все приходит в движение, убыстряется рост зелени, просыпаются насекомые, и все наполняется их жужжанием, меняется цвет неба, да и сам человек ощущает начало особых перемен и в самом своем организме. О живительном звуке с небес сказано и в Новом Завете: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4: 16); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15: 51–53).
«Между плотью и духом будет согласие – оживлять будет дух, так что внутри нас уже не будет никакой борьбы»
Блаженный Августин пишет: «Тогда между плотью и духом будет такое согласие – подчиненную плоть, не испытывающую никакой нужды, оживлять будет дух, так что внутри нас уже не будет никакой борьбы, ибо нам не придется терпеть ни внешних, ни внутренних врагов»[5].
У пророка Исаии сказано: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25: 8). Пророк Иезекииль в видении созерцал: «…произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37: 7–10).
И все это произойдет только потому, что Христос, воскресший из мертвых, «Смертию смерть умертвил» (Августин). И даровал нам жизнь чрез оправдание и прощение грехов, «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10). «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8: 33–34).
Евфимий Зигабен пишет: «Я, говорит Иисус Христос, пришел для того, чтобы овцы имели жизнь, то есть здесь, на земле, – жизнь по воле Божией, избыток (περισσοτερον) которой есть Царствие Небесное, – а там, на небе, – жизнь блаженную, избыток которой будет состоять в том, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2: 9), то есть в совершенном познании Пресвятой Троицы»[6].
И в эти пасхальные дни сия Жизнь торжествует и торжественно провозглашается словами:
– Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
[1] Августин Иппонский, блаженный. Проповеди. 233. 4 // PL. 38: 1114.
[2] Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Послание к Римлянам. Беседа 9.
[3] См.: Беда Достопочтенный. О семи кафолических посланиях.
[4] Иустин, святой, философ и мученик. Творения. М.: Благовест; Паломник, 1995. С. 477.
[5] См.: Августин Иппонский, блаженный. Энхиридион. 23: 91 // CCSL 46: 98.
[6] Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна, 10: 10.