О последнем спектакле Людмилы Ивановой
Праздник Рождества Христова отмечается сегодня по всему миру, за исключением нескольких стран. Новые украшения, открытки и фильмы, новые распродажи в супермаркетах и многоцветная иллюминация на улицах города – все это сопровождает торжество. Новогодние украшения и мероприятия становятся все ярче и разнообразнее. Однако за всей этой пестротой анимации и подарков все реже встречается имя Христа…
Сейчас уже не только в Западных странах, но и в нашем Отечестве трудно понять, чемупосвящены наши застолья? Кто и где родился? Что этот праздник значит для каждого из нас? Попробуйте провести эксперимент. Спросите ваших соседей, взрослых и детей, где и при каких обстоятельствах родился Иисус Христос, рождение Которого они отмечают? Вы наверняка услышите самые разные ответы, значительная часть которых будет далека от истины.
Вплоть до XIX века подлинная евангельская история, воплощенная в картинах, музыке, театральных вертепах, была частью культуры. Артисты и художники смело брались за библейские сюжеты, поскольку это не считалось чем-то сугубо религиозным. Светлая, семейная, невинная и трогательная история Святого семейства вдохновляла не только иконописцев, но и таких живописцев, которые традиционно сейчас считаются «светскими». Достаточно упомянуть хотя бы таких русских художников, как В.К. Шебуев, И.Е. Репин, М.В. Нестеров и др. Хорошее полотно о Рождестве Христовом могло прибавить любому мастеру известности, повысить его авторитет и популярность его картин.
Все это было век назад. Ну, а сегодня изображать подлинную историю Рождества Христова стало как-то немодно. Вместо «наивно-детской сказки», как это можно услышать в светских кругах, детям предлагается более современная «замена». Конечно, тоже «сказка», но уже не детская и не наивная история, а фантастический экшн, гротескная фантазия с нереальными героями или в нереальном месте. Нет смысла перечислять «шедевры» современного кинематографа, где Санта-Клаус лихорадочно ищет себе жену, Дед Мороз сражается с космическими тварями, а пингвины празднуют Рождество на Мадагаскаре. В этих историях, как правило, ни разу не звучит имя Иисусово. Их целевая аудитория – все те же дети, которым трудно будет оторваться от экрана, когда пред ними раскроют захватывающие дух, впечатляющие и завораживающие фантасмагории, на создание которых ушла солидная сумма денег. При этом далеко не всегда ребенку предлагается пустышка. В некоторых «сказках» детям действительно говорят о дружбе, взаимопомощи или о чем-то добром. Но у всех этих новых псевдорождественских сказок есть одна общая черта. В них нет ничего общего с подлинной историей Рождества Христова.
Библейскую историю сейчас не так-то просто найти в обычном книжном магазине. На улицах отечественных городов рождественские вертепы уже не ставят. Все меньше людей ходят от дома к дому с рождественскими песнями и колядками. И даже перед преподавателями воскресных школ нередко стоит вопрос: где взять сценарий праздника для театральной постановки о евангельской истории Рождества Иисуса Христа?
Современных фильмов, книг и сценариев по библейским сюжетам создается мало
И передо мной, как руководителем детских и молодежных программ при Сретенском монастыре, такой вопрос всегда стоял. Современных фильмов, книг или сценариев по библейским сюжетам в хорошем качестве, как мне кажется, создается мало. Особенно тех, которые могут увлекательно раскрыть ребенку тайну начала Евангельской истории, заинтересовать, сосредоточить внимание на том, чему история Рождества должна дитя научить.
Однако все же не все так плохо. На темном небосклоне периодически появляются звездочки, которые напоминают нам Вифлеемскую звезду. Одной из таких звездочек для меня лично стало знакомство с народной артисткой, художественным руководителем театра «Экспромт» Людмилой Ивановной Ивановой.
Это важно, чтобы дети в театре попадали в красивый мир
Мы познакомились около семи лет назад, между нами образовалась крепкая дружба. Детский театр, по убеждению Людмилы Ивановны, должен учить добру. И в этом мы с ней были полностью солидарны. «Мы всегда хотим порадовать родителей, которые приводят к нам детей, быть интересными для них, – постоянно повторяла Людмила Ивановна. ‒ Все наши спектакли очень красивые благодаря работе талантливых художников. Это важно, чтобы дети в театре попадали в красивый мир. Театр музыкальный, и на всех спектаклях играет живой оркестр. В спектаклях звучит музыка Шуберта, Шумана, Грига, Мусоргского, Чайковского».
Яркие постановки на темы классических сказок народов мира – вот чем для меня стал детский музыкальный театр «Экспромт».
Три года назад Людмила Ивановна неожиданно обратилась ко мне с таким предложением: «А не поставить ли нам спектакль на тему Рождества? Ведь есть же современная постановка “Иисус Христос – Суперзвезда”. А в старину были и красивые театральные вертепы. Значит, это можно? Церковь не запрещает?» Хотя о нашумевшей опере «Иисус Христос – Суперзвезда» ходили противоречивые мнения, все же предложение Людмилы Ивановны выглядело заманчивым. Ни на одной сцене городского театра я не нашел спектакля, куда можно было бы привести верующих родителей с детьми. Я принес Людмиле Ивановой «Закон Божий» Слободского, Евангелие и согласился быть консультантом в ее непростом творческом поиске.
А дело оказалось действительно непростым. Кто дерзнет сыграть на сцене ангела? А Деву Марию? Ведь чтобы воплотиться в святой образ, актер и сам должен обладать светлыми качествами. Как сделать так, чтобы передать детям идею? Нарисовать словесную икону и отойти в сторону, не прогневить Бога, не создать кощунства? Пока я размышлял над данными вопросами, Людмила Ивановна творила. Ей было уже за 80 лет, и на склоне лет она хотела что-то от своих талантов посвятить Богу. Безусловно, для нее театральное мастерство всегда было искусством. И поэтому на сцене светского театра она в первую очередь хотела создать красивую картину, произведение искусства, доступное для восприятия как православными христианами, так и детьми иных религий. «Мы же не богослужение создаем, ‒ заметила она как-то раз, ‒ мы ставим всемирно известную историю».
Несмотря на то, что постановка задумывалась как «произведение искусства», искушения начались с первого дня. Некоторые актеры отказывались играть в спектакле под названием «Вифлеемская звезда» по причине того, что… Церковь отделена от государства. Светские критики и журналисты с настороженностью смотрели на спектакль, усматривая в сценарии «религиозные мотивы». Плохо работала реклама по привлечению юных зрителей, билеты продавались вяло. Было такое впечатление, что кто-то был очень недоволен, что на сцене появилась красивая история, основанная на библейском первоисточнике.
Безусловно, Людмила Иванова внесла свои штрихи к портрету «библейской сказки». Ей очень хотелось, чтобы на сцене обязательно появился верблюд: «Дети любят животных. А у нас есть потрясающий верблюд!» Она добавила в сюжет разбойников, чтобы была какая-то интрига, опасность, приключение. Мария на сцене говорит, что ей «шестнадцать лет». Все это – для правдоподобности, чтобы современный ребенок мог поверить: «Ну как вы себе представляете, чтобы девушка родила в двенадцать или четырнадцать лет? Пусть будет лучше шестнадцать! Возраст Марии ведь в Библии не указан, правда?» Конечно, Людмилу Ивановну как сценариста можно упрекнуть в небольших неточностях. Пророк Исайя жил гораздо раньше, чем за 300 лет до Рождества Христова. Но эта деталь уходит на второй план, если посмотреть на постановку в целом. Перед зрителем в авторских стихах и песнях раскрывается подлинная история рождения Спасителя от Девы. И, что самое главное, эта история приносит в мир любовь.
«Рождество ‒ удивительное время, когда сердца наполняются ожиданием чуда. Люди столько лет живут по законам Евангелия, и это говорит о том, что законы эти верны, они несут добро и спасение», ‒ вот такой заголовок к афише выбрала автор и режиссер театральной постановки Людмила Ивановна (см. http://teatr-еxpromt.ru/plays.php/zvezda.php). Композитор Елена Фиштик и заслуженный художник Иван Миляев внесли свой вклад в тот образ, который несет сейчас «Вифлеемская звезда» на сцене театра «Экспромт» (teatr-expromt.ru)
Постановка появилась непросто. Наверное, как и все доброе, что рождается в мир, она должна была пройти свои испытания. Мы записали с Людмилой Ивановной интервью о том, как создавался ее последний спектакль.
Год назад Людмила Ивановна ушла в мир иной. «Вифлеемская звезда» была тем, чем она гордилась в последний год своей жизни. Со дня основания театра «Экспромт» в 1990-м году она более 25 лет трудилась над тем, чтобы сеять в детях разумное, доброе, вечное. И ей это очень хорошо удалось! Всем, кто ее знал, хочется верить, что созданный ее руками театр не будет стерт с лица земли или объединен с каким-то второсортным псевдокультурным заведением. Хочется верить, что театру будет присвоено имя Людмилы Ивановны Ивановой, и сложившаяся труппа театра с новыми силами продолжит дело своей создательницы и вдохновительницы.
С Рождеством Христовым!