Душа младенца после смерти

Даже при современном развитии медицины люди сталкиваются с такой трагической реальностью, как смерть младенца. У большинства скорбящих родственников возникает вопрос если и не о причине неисповедимости путей Господних, то о посмертной участи души младенца, который личных грехов, в силу своего младенчества, не совершил. Никто и никогда не сомневался в том, что крещёные младенцы наследуют Царство Небесное, хотя     Священное Писание конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорит, но Священное Предание без всякого сомнения определяет им блаженное состояние: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Св.Духа в Миропомазании» (Послание Восточных Патриархов, чл.16).

Правда, у многих существует ложное, но очень распространённое мнение, что души умерших во младенчестве сподобляются какой-то особой, наивысшей степени блаженства, или даже «превращаются» в ангельскую сущность, в ангела. Данное лжеучение возникло из-за непонимания (или даже полного незнания!) учения Православной Церкви об Ангелах Божиих и их Небесной Иерархии. В представлении невоцерковлённых людей ангелы видятся этакими голопопыми пузанчиками с крылышками, более похожих на языческих амурчиков. Такое мнение ни об ангелах, ни о душах младенцев никакого основания в учении святых отцов Церкви не имеет.

Св.Отцы считают, что блаженство душ умерших младенцев меньше, чем блаженство душ людей, достигших блаженства через своё свободное самоопределение и свой личный подвиг. Конечно же, у младенцев нет своих личных грехов, но в то же время они и никаких добродетелей через свою свободную волю не стяжали. И если с загробной участью душ крещёных младенцев более-менее понятно, то возникает и следующий вопрос — какова участь душ младенцев, умерших некрещёными. И на этот вопрос существуют различные мнения.

Некоторые из святых отцов, например, Святитель Григорий Нисский, считали, что души некрещёных младенцев, похищаемых смертью, вполне могут достигнуть полной меры блаженства. Этот взгляд очень оптимистичен, в нём есть недооценка силы наследственного греха. А вот у Блаженного Августина мнение прямо противоположное: «никакого вечного спасения, помимо вечного спасения Христова, пусть не обещается младенцам. Не обещается оно им и Священным Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким   рассуждениям человека». Это высказывание, как и все богословские труды Блаженного Августина, отдают западным юридизмом и прокурорским формализмом, что мало согласуется с представлениями о милости и человеколюбии Господа Бога.

Общецерковное мнение лишено этих крайностей и это общецерковное мнение выразил Святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести».

Святитель Григорий Богослов предполагает, что души младенцев находятся в каком-то третьем неопределённом состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Как мы видим, догматически точно этот вопрос не решён, тем не менее Церковь не разделяет крайностей Блаженного Августина, считавшего, что души некрещёных младенцев неизбежно направляются в ад.

В заключении хочется напомнить об ответственности родителей за своевременное крещение своих детей, которое в Православной Церкви совершается на 8-ой день по рождении (и даже раньше, а не на 40-ой, как ошибочно думают некоторые), а в случае смертельной опасности (тяжёлая болезньи т.п.) — немедленно, произнося правильно тайносовершительную формулу: » КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (или РАБА БОЖИЯ) -«имя ребёнка»- ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ. И СЫНА, АМИНЬ. И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ. (младенец при этом трижды погружается в воду, можно простую, или окропляется водой, если погружение невозможно). По нужде таинство может совершить и мирянин. Это крещение в Церкви считается действительным; если смертельная опасность отступает, то священник в храме не перекрещивает заново младенца, а дополняет совершённое Таинство Крещения Таинством Миропомазания, сообщая новому члену Христовой Церкви Дары Святого Духа.

Протоиерей Сергий Сизихин, Свято-Серафимовский собор г.Вятка

Перейти к верхней панели