Дистанционное обучение: минусы

Материнские заметки

Часть 1: Дистанционное обучение: плюсы

В прошлый раз мы попытались найти плюсы дистанционного обучения. Теперь – о минусах и проблемах. Придется признать: иногда дистанционное обучение всего лишь выявило или увеличило те проблемы, которые и так существовали в системе образования, да и просто в нашей жизни.

Снова оговорюсь: в каждой школе дистанционное обучение проходило немного по-разному, да и вообще, школы у всех разные, и дети разные, и мы, родители, тоже все разные. И еще: во всем этом разборе нет ни малейшего обвинения в адрес учителей и школьной администрации. Не они все это придумали, и они здесь такие же пострадавшие, как и наши дети. Кто виноват? Безликая система?..

Первый минус: работа на аттестацию

В качестве плюсов в прошлой статье я называла высвобождение времени. Но, с другой стороны, сокращение «чистого» времени на освоение темы в системе дистанционного обучения может оказаться серьезным минусом. Вообще, проблема школы, обычной школы, в том, что очень много и очень неэффективно расходуется время. Тему, которую в индивидуальном порядке ребенок может освоить за 2 часа, в школе осваивают на пяти-шести уроках. Чтобы все 30 учеников поняли тему, им требуется эти 5 уроков и 15 упражнений на эту конкретную тему. А на дистанционном обучении, с теми же самими проблемами неэффективности школьных уроков, – всего 2 видеоурока и всего 5 упражнений на тему.

Так что сокращение времени на каждый предмет, конечно же, высвобождает больше свободного времени, но при этом действительно не позволяет в полном, да что там – даже в половинчатом объеме передать ребенку знания-умения-навыки.

Но это еще не все. Ведь учебный год заканчивается, причем досрочно. И поэтому в конце концов вся эта хаотичная чехарда онлайн-обучения свелась к простой задаче: детей надо попросту аттестовать, что называется, «закрыть год», и перевести в следующий класс. В сухом остатке получилась такая картина: за триместр или, соответственно, за четверть у каждого ребенка должно быть не меньше трех отметок по каждому предмету. И на основании этих оценок необходимо выставить итоговые оценки, четвертные и годовые.

Неважно, как и откуда эти оценки возьмутся. Как аттестовать ребенка по физкультуре? Пусть выполнит онлайн-тест. Или пусть родители сфотографируют, как ребенок отжимается. Выполнил два теста, прислал одну фотографию – получи три оценки. Вот и готова итоговая отметка, тема закрыта.

Сделал конспект одного параграфа – одного из тридцати! – по географии, ответил на вопросы еще одного параграфа, выполнил тест в Я-Классе – готовы три оценки, ребенок аттестован по географии, проблема решена. По сути, можно вообще не читать остальные параграфы. Никто не проверит, не узнает, никому это не надо…

Ответил на три вопроса по стихотворению Лермонтова, списал из учебника биографию Лескова, записал видео с декламацией стихотворения Есенина – освоил программу по литературе, триместровая и годовая оценка выставлена.

Никто не виноват, учителя здесь вообще крайними оказываются. Но разве подобное «обучение» можно называть освоением предметов? Это – обучение великой русской литературе? Или географии? Это и есть занятия спортом?.. Это – образование?

Второй минус: увеличение экранного времени. Критичное увеличение

Беспрерывное сидение в сети, верчение смартфона в руке, брожение по Интернету и чаты буквально пожирают отпущенное нам время жизни. Даже не игровая зависимость, даже не преступные схемы, а просто цифровая зависимость, зависимость от смартфона – это, как говорят специалисты, настоящие болезни нашего века. Увлечение и даже пользование экранами влияет на формирование личности человека на уровне духовном, психическом, нейрофизиологическом – об этом уже давно много говорят и пишут ученые всего мира[1]. Снова и снова: все мы разные и воспитываем детей по-разному. Но я, как и многие ученые, психологи, педагоги, родители, убеждена, что увлечение гаджетами явно и крайне негативно влияет на формирование мозга, на формирование личности ребенка.

Увлечение гаджетами крайне негативно влияет на формирование личности ребенка

Полностью исключить экраны, Интернет из нашей жизни уже невозможно, на мой взгляд, даже неправильно. Но необходимо научиться пользоваться этими вещами разумно, ввести настоящую «культуру употребления» – Интернета вообще и смартфона в частности.

Многие и многие семьи живут в этой культуре ограниченного употребления экранов. Многие родители соблюдают сами и учат соблюдать своих детей «правила цифровой гигиены». Для подобных семей дистанционное обучение оказывается абсолютно неприемлемой вещью.

В нашей семье, как и во многих других, тоже серьезно ограничено «экранное время». Так, наши дети смотрят фильмы и мультики только по выходным. У детей кнопочные телефоны до 14 лет, да и то – не всегда. Выход в Интернет – с большого компьютера: один компьютер родительский, другой – детский, стоят в библиотеке друг напротив друга. Эта ситуация уже сама по себе не позволяет детям «сидеть в Интернете», потому что на 8 условно взрослых человек в доме приходится слишком ограниченное количество устройств. Дети, конечно, пользуются компьютером – смотрят записи в электронном дневнике, готовят презентации и доклады, некоторые из наших детей даже записывают музыку, делают собственные мультфильмы, верстают книги. Я же не говорю, что мы «залезли в бункер» и отреклись от цивилизации – мы только, с общего согласия взрослых детей, ограничили «экранное время».

А дистанционное обучение предполагает почти круглосуточное сидение перед экраном. Узнать задание – в электронном журнале. Урок – на экране. Тесты, обучающие презентации, интерактивные задания – все на экране. И даже если задано выполнить работу в тетради, необходимо сфотографировать работу и снова обратиться к экрану – прикрепить фотографию в электронный журнал или послать преподавателю по электронной почте. Дистанционное обучение предполагает, что с утра и до позднего вечера, по 10–12 часов в сутки, дети должны сидеть перед экраном.

Дистанционное обучение предполагает почти круглосуточное сидение перед экраном

Знаю, что в некоторых регионах многодетным семьям предоставили устройства для каждого школьника в семье. Спасибо, конечно, это зачастую необходимость: ведь часто в одно и то же время объявляется видеоурок у двух, у трех, а то и у всех пятерых школьников, и многодетные семьи с одним-двумя компьютерами оказываются лишены возможности учить детей. Но проблема другая: семью, в которой родители выстроили «свободную от экрана» культуру, буквально заставили «уткнуть» детей в эти самые экраны. Это настоящее вторжение в семью. Это неуважение к ценностям семьи, разрушение культуры семьи.

Вообще, как мы знаем, «сидение перед экраном» делает человека более нервным, раздражительным… Но дистанционное обучение все эти проблемы многократно увеличило. Ведь это обучение, полностью зависимое от Интернета и от разных «электронных штук». Идет видеоурок по химии – а Интернет «не ловит». Надо срочно отправить работу по физике – а программа «висит». Непонятно, как установить что-то с непроизносимым названием, куда нажимать, где сохранять, почему все исчезло, и вообще – «спасите-помогите, я застрял» в этом цифровом хаосе.

Около трети времени «дистанционного обучения» родители провели в этой неравной схватке с прелестями цифрового мира. На учебу время сократилось, еще часть времени ушла на все эти настройки, и все это еще и работало на разрушение хрупкого душевного здоровья родителей, и вообще – на разрушение культуры семьи. Семьи, которой и так трудно было сохранять себя в эти непростые дни карантина.

Не просто минус, а отдельная проблема: отсутствие образовательного пространства

О том, что такое образование, каким должно быть это образование по содержанию и по форме, – об этом говорят и спорят богословы и философы, ученые и педагоги последние несколько тысяч лет. Вопрос важный, сложный и отдельный.

Но вот что интересно: идея дистанционного обучения уже не раз возникала в истории человечества. Конечно, речь идет не об электронной системе, но все же именно дистанционной. В чем суть?

Не вдаваясь в подробности истории педагогики и образования, скажем все же, что «исходно» образование было очным в буквальном смысле. Очи: глаза в глаза, душа в душу. Одна из базовых и традиционных форм образования, скажем так, «протоформа» – глубоко личные отношения «Учитель – ученик»[2]. Когда ученик общается с Учителем, с Мастером, и это общение – а зачастую и совместная жизнь – формируют личность ученика. Главное здесь – вот это, большое: формирование личности, приобщение культуре через общение с Личностью, с Носителем Культуры.

При этом уже в древности в некоторых цивилизациях появляются образовательные учреждения, и не только для «юношей», но даже для детей[3]. Но и здесь ведущая роль в образовании отводится этим самым отношениям «учитель-ученик». Средневековые школы, первые университеты формировались так же – как «культурные пространства», в которых ученики не просто «получают знания», но в которых формируется личность ученика, в которых одно поколение передает культуру следующему поколению. В старом Университете образование – это не только и не столько лекции, сколько семинары; общее пение, общие богослужения; конечно, и организованные занятия, но в первую очередь это, скорее, возможность для самообразования, плюс возможность общения с Носителями Культуры, плюс жизнь «внутри культуры».

История, снова скажем, большая и непростая. Но вот один из эпизодов. Ко второй половине XIX века устроение подобных Университетов – в частности, Оксфорда и Кембриджа – было подвергнуто серьезной критике. И в пику этому «непонятному» и разносторонне-разношерстному старому Университету был предложен и создан новый тип образовательного учреждения. Новый Университет, где «только знания и ничего лишнего». И ничего личного тоже. Деятельность этого нового Университета сводилась к присвоению ученых степеней, чтению лекций и проведению экзаменов.

Это практически дистанционное обучение: ученики получают некие сведения, им сообщаются «голые знания» (презентация, видеоурок); затем проводятся экзамены, где выясняется, насколько ученик усвоил полученную информацию (онлайн-тестирование или выполненная и прикрепленная в электронный журнал контрольная работа); по результатам экзаменов присваиваются ученые степени (осуществляется перевод в следующий класс и выдается аттестат или диплом).

И вот, один из выдающихся мыслителей XIX века, лидер так называемого Оксфордского движения и создатель Дублинского университета, Джон Генри Ньюман (J.H. Newman) в своем труде «The Idea of a University» об этих двух типах Университетов, об этих двух принципиально разных образовательных системах говорит следующее.

По мысли Ньюмана, учебное заведение, устроенное как «машина экзаменов и лекций», дает знания, но не дает образования. По Ньюману – «не культивирует ум». Что же необходимо для «тренировки, формирования, расширения ума», для того, чтобы образовать «лучшего человека общества», для этой самой «культивации ума»? Подлинное образование дает не «передача информации», но образовательное пространство, где вместе живут нацеленные на образование люди.

Для подлинного образования необходимо общение – «общие разговоры есть серии лекций для каждого, и они приобретают для себя новые идеи и взгляды, свежие предметы для мысли и чёткие принципы суждения и действия день за днем»[4]. По Ньюману, в этой среде должны быть авторитеты, причем эти учителя должны знать учеников и относиться к ним с симпатией[5]. Это – общение не только с ровесниками, с равными, но общение с «авторитетами», со «значимыми взрослыми». Все это общение, эта жизнь должна объединять участников образовательного процесса на основании Традиции, внутри культуры[6]. Церковь здесь – как раз та самая, объединяющая всех участников Традиция. Вот это все вместе неуловимо формирует человека, все это вместе и позволяет вырастить не просто «знающего», но «образованного» человека.

В отличие от мёртвой машины экзаменов и лекций, совместное проживание, единение, общение создает уникальное место формирования личности человека, где происходит живое обучение (live teaching)[7].

Идеи Ньюмана вызвали в свое время дискуссию, не затихавшую десятилетиями. Но в конце концов лучшие университеты Англии и США – все эти Оксфорды, Кембриджи, Гарварды, Стенфорды – построили у себя именно такое, «ньюмановское» образовательное пространство, далеко не сводящееся к «машине лекций и экзаменов».

Знания всегда фрагментарны, это всегда осколки мозаики. Но образовательное пространство всегда – про целостность, про формирование личности в целом. Про образование как вхождение в культуру, интеллектуальную среду, формирование человека, способного к активному творчеству[8].

Образовательное пространство создается отношениями между людьми

Образовательное пространство создается отношениями между людьми[9]. Встреча взрослого и ребенка, Учителя и Ученика, встреча, в которой есть цель и в которой есть ценности, – уже образование[10].

Образовательное учреждение любого звена, любой области, устроенное как это самое целостное «образовательное пространство», даже в области «усвоения знаний» гораздо эффективнее учреждения, где просто «транслируются знания»[11].

Ведь образовательное пространство, в отличие от «машины лекций и тестирования», –

  • формирует систему ценностей, формирует отношение к делу, к людям, к самому себе;
  • передает культуру (когда ребенок вырастает не просто напичканным какими-то знаниями, а Носителем Культуры);
  • формирует образовательную потребность (когда ребенок хочет, жаждет учиться, узнавать что-то вообще и что-то конкретное в частности; модное слово «мотивация»);
  • удовлетворяет образовательную потребность.

А что же наша «машина лекций и тестирования», наше дистанционное обучение? Просто – получил информацию, просто показал, что информацию ты запомнил, с темой разобрался. Получи следующий блок информации…

Именно сейчас, когда информация невероятно доступна и потому обесценена, именно в эпоху Интернета оказывается неэффективной и нелепой эта «машина лекций и тестирования». Знания сейчас доступны каждому, в каждом смартфоне – доступ ко всем знаниям мира. Именно сейчас вся проблема – не в том, чтобы «получить информацию», а в том, чтобы научиться работать с этой информацией, чтобы создавать, творить, сохранять и приумножать – а не просто получать сведения. И именно сейчас главная задачи образования – формирование системы ценностей, передача культуры. Задача – сформировать образовательную потребность, чтобы наши дети хотели, жаждали учиться и совершенствоваться. Все это формируется с помощью образовательного пространства, и все это никак не может быть сформировано с помощью «машины лекций и тестирования».

И здесь можно определенно заявить, что дистанционное обучение, эта в буквальном смысле машина, не может дать нашим детям образования.

Но, к сожалению, никак нельзя утверждать, будто очная система обучения в наших средних школах – по определению может. Многие наши школы, да и вузы, при всей своей «очности», на деле – те же самые «машины лекций и тестирования».

Многие наши школы, да и вузы, на деле – те же самые «машины лекций и тестирования»

С другой стороны, в каком-то смысле любая очная школа – это часто не организованная, но все же воспитательная среда, и общение с соучениками здесь всегда есть, и какое-то общение со взрослыми, с преподавателями тоже присутствует. И все это, безусловно, формирует культуру наших детей. Но та ли эта культура, которой мы хотим приобщить ребенка? Те ли это ценности? То ли это образование? Ведь общение – в основном с ровесниками, а не со взрослыми – есть, но четких ценностей нет, и культура, простите, кастрированная, и Традиции нет, и единения никакого нет. Да и не дай Бог единения с подобной культурой, не дай Бог образования – такими «образами»…

Так что весь этот разговор, конечно, – о том, что дистанционное обучение – по самой сути своей, по своей дистанционности – нельзя рассматривать как «удобную альтернативу» образованию очному. Но это никак не разговор о том, что «главное – поскорее открыть школы, и пусть детки наши побольше времени в школе проводят». Все значительно сложнее… И проблемы дистанционного обучения, те минусы и даже плюсы, о которых мы тут говорим, всего лишь снова и снова обращают внимание на проблемы наших школ, на проблемы системы образования вообще.

Что же нам делать? Наверное, все то же самое, что мы пытались делать и раньше, если хоть немного задумывались над вопросами образования наших детей. По возможности находить для наших детей такие образовательные учреждения, в которых создано образовательное пространство. Такие учреждения, которые будут формировать эту самую культуру, и ценности, и эту важную и неуловимую устремленность к образованию, к творчеству. Учитывать влияние этого пространства и обращаться к таким школам и Университетам, ценности и культура которых хотя бы не будут противоречить нашим ценностям, нашей Культуре. И такие учреждения – и школы, и вузы – есть. А когда нет поблизости – может быть, пытаться создавать…

Образовательное пространство в семье

И здесь, напоследок, еще одна тема. Образовательное пространство формируется не только в Университете или в школе. Наше главное, сверхобразовательное пространство – это наша настоящая школа, Церковь. А еще образовательное пространство может быть выстроено в малой Церкви, в семье.

Чтобы семья была организована как «образовательное пространство», необходимо соблюдение определенных условий. Совместное проживание, симпатия, более того – взаимная любовь, авторитет наставника-родителя – соблюдение этих условий требует сознательных усилий, но все это – естественно для семьи[12].

Хозяин дома (в данном случае – места образования детей), администратор-руководитель, наставник – в семье это одно и то же лицо, а значит, обеспечено единство и целостность педагогического процесса. Осталось не так много условий: чтобы сами родители-учителя были устремлены к образованию, сами жили в определенной системе ценностей, жили в определенной Традиции, Культуре. В таком случае общение в семье, просто общение детей со своими родителями сможет стать «культивацией ума», подлинным образованием для всех членов семьи. О том, как это все работает в реальности, как образовательное пространство семьи помогает детям получить подлинное образование – об этом я уже не раз писала (например: Родители и образование детей: опыт новомученика, воспитавшего советского академика).

Не будем вникать в подробности, но вот что важно: семья может быть образовательным пространством, местом подлинного образования детей и тогда, когда дети получают образование в других пространствах, не только – дома. Вообще, настоящие образовательные пространства пересекаются. И пересекаются обязательно. Семья и Церковь, Семья и Школа, Школа и Университет, Семья и Университет, Университет и Церковь… Это своеобразные круги, которые накладываются друг на друга, которые именно этой соединенностью друг с другом хранят и передают Культуру, Традиции, Образование.

Семья может быть местом подлинного образования детей и тогда, когда дети получают образование не только дома

Но при этом, когда дети просто «сидят дома», когда дети дома «получают информацию» – это никак не «образование в семье», никак не «формирование образовательного пространства семьи». Когда домой приходят учителя или репетиторы, или когда ребенок занимается самостоятельно, это может быть очень эффективная форма получения знаний, но семья как особенное, уникальное, священное пространство – пока ни при чем.

Если нет приобщения всей семьи к Культуре, если нет ориентации на Традиции, если нет осознавания системы ценностей, если родители не воспринимают сами себя как учителей и воспитателей своих детей, когда родители не организаторы, не промысленники образования своих детей – такой дом пока просто «место обитания». Может быть, очень уютное, комфортное, симпатичное место, между прочим.

Поэтому и дистанционное обучение не делает семью «образовательным пространством», несмотря на то, что компьютер с говорящими головами и тестами находится вроде бы дома. И поэтому на дистанционном обучении, как и на любом другом заочном обучении, дети оказываются лишены образовательного пространства. Если только семья сама по себе не выстроена как образовательное пространство.

Можно ли подготовиться к крушению системы образования?

Как нам учить и воспитывать своих детей – так, чтобы подобные катастрофы не перекрыли нашим детям доступ к образованию, хоть какому-то образованию?

Здесь мы можем вспомнить как раз о том, что… подобное уже бывало в истории человечества. В недавней истории родители готовили детей к поступлению в гимназию, тщательно выбирали эти гимназии, радовались, что дети получают прекрасное фундаментальное образование в этих учебных заведениях – и вдруг революция и Гражданская война попросту закрыли эти заведения. В прошлом году дети в форменных костюмчиках, с портфелями подмышкой шли учить геометрию и латынь – и вот вести детей больше некуда. Это конец? Дети, особенно дети «лишенцев» и потом «врагов народа», окажутся за бортом жизни?

Но мы уже видели, каким образом такие дети получили образование, самое разностороннее образование, как такие дети выросли не только носителями Культуры, но смогли сделать блестящую светскую, научную карьеру. Родители таких детей вовсе не отказывались от школы, от социума. Но с самого рождения детей такие родители осознавали себя воспитателями и учителями своих детей. А значит – и дети видели в своих родителях, помимо всего прочего, и учителей тоже. Образование, большое, глобальное образование, было частью жизни таких семей. И когда двери школ оказались закрытыми, когда не то что карантин и дистанционное обучение – когда голод, нищета, когда привычный мир разрушается почти до основанья, – тогда дети из таких семей… остались в образовательном пространстве семьи. Дети остались рядом со своими родителями-учителями, родителями-воспитателями. И осталась Культура, остались Традиции, остались Ценности. Осталось общение с носителями Культуры – с родными и любимыми родителями. Осталась «устремленность к образованию», устремленность, переданная и культивируемая родителями. И как раз потому осталось качественное образование.

Выводы? Каждый делает для себя выводы сам.

Строить свой дом, как место образования детей – с самого рождения детей

Но для меня вывод – не класть все яйца в одну корзину. Строить свой дом, как место образования детей – с самого рождения детей. Учить детей самим, даже тогда, когда отдаешь детей в школу. И даже когда в школе прекрасные учителя – а учителя бывают просто потрясающие, – продолжать чему-то учить детей самим. И когда в школе ценностно-ориентированная среда – все равно создавать свой дом именно как образовательную среду. Как малую Церковь…

И практический вывод для меня – если наша школа, хорошая школа, может учить детей только в дистанционной форме, то попытаться совместить добрые возможности школы… с семейным обучением. Когда дети могут посещать онлайн-уроки, если это необходимо, но процесс обучения выстраивается родителями. Когда родители составляют расписание, когда родители дают детям задания, когда родители определяют, в какой форме это задание будет выполнено. Для меня это значит, что дети будут учиться по бумажным учебникам, писать от руки в тетрадях. Учиться не для хорошей отметки, а чтобы освоить тему, чтобы узнать предмет, чтобы полюбить предмет. Все это возможно. В законе и на практике таких форм нет – но и дистанционной формы, как мы видели, тоже до сих пор не было. Или всем детям полностью перейти на семейное обучение? Благо, положительный опыт у нас совсем не маленький.

А впрочем, пока всем нам приходится жить «сегодняшним днем». Не зная, что готовит день грядущий. И это тоже, мне кажется, здорово. Просто жить, просто любить своих детей, учиться с ними вместе – всему на свете. И в первую очередь, снова и снова – учиться жить, учиться любить, учиться общаться. Учиться строить свой дом, как место подлинного Образования.

Анна Сапрыкина   Православие.ру

[1] Материалов на эту тему множество: но возможно, кому-то будет интересен короткий ролик невролога А. Курпатова. От Гутенберга – к Цукербергу: как смартфоны делают нас глупее https://www.youtube.com/watch?v=T76jcq31fXM

[2] Ср. Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники исторической мысли. 2008.

[3] Об этом также много писал один из моих научных руководителей, покойный Виталий Григорьевич Безрогов. Например, см. его тексты в сборнике: История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., Издательство РУДН. 2004.

[4] J.H. Newman. The Idea of a University. New Haven & London. 1996.Р. 106.

[5] Ibidem.

[6] Ibidem.

[7] Ibidem.

[8] Ср.: Андреев А.Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник Российской Академии Наук, 2015, Т. 85, № 4. Также: Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С.29–31. Беккер И.Л. Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория //Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. № 12 (16). 2009 г.

[9] Ср. Беккер, Журавчик. Цит. изд.

[10] Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход. // Современные гуманитарные подходы к теории и практике воспитания: Сб. науч. статей. Пермь. 2001.

[11] Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Цит. изд.

[12] Сапрыкина А.А. Дом как образовательное пространство (на примере семьи профессора, протоиерея святого Иоанна Артоболевского, отца академика И.И. Артоболевского)//Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 76–94. Также: Сапрыкина А.А. Семья и культурная среда как ключевой фактор формирования личности ученого и мыслителя. На примере воспитания будущих академиков АН СССР И.И.Артоболевского и Н.Н.Боголюбова//Технонаука как категория истории естествознания. – Отв. Ред. А.А. Печенкин. – М., ИИнтелл, 2018. С. 201–246.

Перейти к верхней панели