Духовная бомба

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1–2). С этих слов начинается Библия. Когда-то с этих слов начался мой собственный путь в храм.

Безвидная и пустая земля… Как она выглядела? Как обожженная пустыня или как безбрежный океан, не украшенный жизнью? Океан серого цвета, мертвый и пустой. Святые отцы говорят, что слова: «Дух Божий носился над водою» – можно понимать так: Дух Божий оживотворял материю, сообщал ей тепло и энергию. В тексте Бытия нет ни слова о том, был ли холоден первозданный неживой мир, но почему-то кажется, что он был именно таков.

Этот сюрреалистичный мир немого одиночества мы познаем в самих себе. Его может вспомнить каждый человек, пришедший к Богу в зрелом возрасте. Иногда этот опыт неведения Бога может нам помочь: мы оказываемся способными понять, что переживает неверующая душа.

Безвидная и пустая земля… Она окружает нас везде, где нет веры в Бога, нет причастности плоти Духу Святому, где нет устремления в небо. Только холодная бездна бессмысленности и тьма над нею. И эта бездна далеко не пассивна – она засасывает в себя, подобно воронке.

Вот попробуйте пожить в незнакомом месте, где нет храма, где не служится Литургия. Очень скоро вы поймете, что, оказывается, если нет Литургии, то нет и жизни. Когда живешь с этим даром, постоянно вкушаешь его, то потихоньку перестаешь его ценить. Его внеземное происхождение умаляется в невнимательных глазах. Но в городе или деревне, где нет Божественной Литургии, четко понимаешь, что вокруг все пусто… и безвидно.

Меня Господь удостаивал несколько раз провести первое богослужение в тех местах, где оно не служилось никогда. Последний раз – прошедшим летом. Обычное сельское местечко. Рутинная жизнь, заимствующая цикличность от посевной и сбора урожая. Какие-то не обремененные высоким смыслом повседневные заботы.

И вдруг в этот утлый кораблец входит Христос и говорит: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5: 4). И Он открывает совершенно новое измерение жизни и смерти, новые цели и смыслы окружающего мироздания.

Литургия – это духовная бомба. Но взрывает она совсем не дома, а мертвящую бессмысленность бытия. Эта бомба не вырывает чужие жизни, а наоборот – дарит жизнь новую, небесную.

Когда совершаешь первую Литургию там, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого

Когда совершаешь первую Литургию в месте, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого. Ощущаешь, как Он заполняет собой духовный вакуум, как духовно пустую землю Он преображает в плодородный сад, как Он «носится» в поисках души, готовой к принятию благодати. Совершается преображение земли и всего, что на ней. И отдельная радость, что для этого преображения потрудился каждый, кто стоит в этот день в храме. Один помог разгрузить стройматериалы, другой нашел рабочих, третий прибрал храм после ремонта. Кто-то не смог помочь собственноручно – из-за занятости или дальности проживания – и просто дал какую-то жертву на стройку. И на всех их Господь взирает милостиво и благодатно. Ласково. Как на друзей. Он же Сам сказал нам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15: 14).

И тут каждый оказывается на своем месте совершенно неожиданно. Сейчас поясню свою мысль.

Вот, скажем, купил я себе кровать. Ну, даже не «скажем», а купил на самом деле. Старая совсем уж обветшала, и пришлось купить новую. Но как мы все любим что-то изменять и совершенствовать даже в новых вещах, так и я сразу нашел, что изменить в конструкции, открутил несколько брусков, одно выкинул, другое вставил и остался доволен результатом. Впрочем, речь не о кровати.

Ненужные покамест бруски бросил в сарай: в хозяйстве-то все пригодится.

Прошло время. Может, несколько месяцев. Стал я в храме монтировать временный иконостас. И понадобились мне два небольших ладных бруска для поддержки иконы «Тайная вечеря» над царскими вратами. На всей моей церковной стройке не нашлось ничего подходящего – и вот тогда я вспомнил про модернизацию своей кровати и брошенные в сарае запчасти. Два бруска от кровати мне пришлись как раз по размеру и качеству.

И теперь каждый раз, когда я царскими вратами вхожу в алтарь, я думаю вот о чем. Эти два куска дерева были предназначены, чтобы поддерживать мои совсем неатлетические телеса во время сна и пылиться под кроватью. Но случай поставил их на почетнейшее место – в иконостас православного храма.

Так каждого из нас Бог (а совсем не судьба) ставит на то место, где мы и сами можем удобнее спастись, и большую пользу можем принести Божией Церкви. Апостол говорит нам, что мы «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим. 12: 6) и что «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2: 20), но жизнь показывает, что порой глиняный сосуд оказывается нужнее, чем золотой. Не этому ли нас учит сказка о курочке Рябе? Когда голоден, все золотые яйца мира променяешь на одно настоящее куриное яйцо.

Так и во всем. Невозможно совершить Литургию без Чаши, и точно так же невозможно совершить ее без куска дерева, из которого сделан Престол, из которого сделан иконостас, без угля и ладана для кадила. И из угля и ладана в большем почете и цене второй, хоть без первого он бесполезен.

Невозможно совершить Литургию и без каждого из нас. Все мы – часть Тела Христова, которое есть Церковь

Так невозможно совершить Литургию без каждого из нас. Все мы – часть Тела Христова, которое есть Церковь. И об этом же пишет нам апостол Павел в том же самом послании Римлянам, которое мы уже цитировали: «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4–5).

Просто одни на виду, а другие – нет. Нельзя состояться Литургии без священника. И точно так же нельзя ей состояться без какой-нибудь бабушки Нади – просфорницы, или без регента, или без псаломщика, или даже без старенькой церковницы, вся обязанность которой – смотреть за подсвечниками и убирать после службы храм. Ведь если она плохо уберет – то священник может поскользнуться и пролить Кровь Христову. А значит, она такой же важный участник Литургии. Разве может какой-нибудь газосварщик думать о том, что он выбрал профессию Промыслом Божиим, пока его не пригласят в храм монтировать отопительную систему? Но и без него Литургия не могла бы состояться или это было бы затруднительно.

И такой же важный участник Литургии любой молящийся в храме, ведь в силах каждого сделать это богослужение полноценным или невыносимым для всех окружающих. Ведь можно так себя вести в церкви, что и сам не будешь молиться, и другим не дашь. А можно, наоборот, своей пламенной ревностью зажигать других, как командир подымает за собой весь батальон в атаку и не отступит, пока не займет вражескую траншею.

Порой мы себе кажемся никчемными и непотребными, и от этого опускаются руки. Но, поверьте, каждый из нас неспроста находится на своем месте. И на своем месте, пускай маленьком и незаметном, каждый может совершать большие и полезные дела для ближнего и для Церкви.

Все звенья этой цепи взаимосвязаны, поэтому если я плохо подготовился к Литургии, то я виновен не только в собственном недостойном причащении, но и в том, что вношу дисгармонию в Общее Божественное дело. В этом контексте и становится Божественная Литургия нашим общим делом, в котором среди верных нет уже посторонних.

Если так относиться ко всему, то становится понятно, почему апостол после приведенных нами слов пишет следующее: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 9–10).

Ведь действительно, если от каждого из нас зависит духовный покой и комфорт нашего брата и сестры в общине, то братолюбие – это главное приходское послушание каждого из нас. В братолюбии нет начальников и подчиненных, нет настоятелей, игуменов и иерархов, «но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).

***

Почти полтора года назад было опубликовано мое обращение ко всем неравнодушным с просьбой о помощи в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Аталезь. Я сердечно благодарю всех откликнувшихся, молитвенно призываю на вас благословение Божие.

Литургия – лучшая проповедь покаяния: тут остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим

Благодаря вам, братья и сестры, удалось собрать достаточно крупную сумму и практически закончить отделку здания. И хоть ремонт не завершен еще в полноте, но как только стало возможно – мы сразу начали служить Божественную Литургию. Промыслительно это духовное рождение прихода произошло в день рождения святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. И действительно, Литургия – лучшая проповедь покаяния для каждого из нас, ведь на ней так остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим.

Впереди еще много работы. В настоящий момент мы готовимся к облицовке пола, предстоят заботы по организации отопления в храме, строительству и воздвижению купола с крестом, благоустройству территории. И пусть мы не сможем сделать все сразу, но главное уже совершается – Бескровная жертва, в которой есть заслуга многих из вас. И каждый раз, когда я возглашаю: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде», я верую, что Господь воздаст всем верным Своим из Беларуси, России, Украины, США и прочих мест, кто, порой не оставляя своего имени, помог нам начать самое главное общее дело в нашем селении.

Я повторно оставляю реквизиты нашего храма и хочу удостоверить, что все имена жертвователей остаются в храме для постоянного поминовения. Поэтому я настоятельно прошу вас указывать свои имена и фамилии на платежных поручениях. К сожалению, из всей массы платежек подписана только небольшая часть. Впрочем, Господь воздаст всем, по вере и делам каждого.

Православие.ру

Перейти к верхней панели