Клад ищут — храм рушат

Во время странствия по земле Коми больше всего поражает, сколько еще в республике разрушенных старинных церквей. Стоят они, открытые всем ветрам, с пустыми глазницами окон, выбитыми дверями. Один из таких храмов-мучеников — Богоявленская церковь деревни Ляли Княжпогостского района Коми.

Дорога к храму

Те, кто часто путешествует в направлении городов Ухты и Сосногорска, наверняка помнят этот участок пути, когда дорога сначала погружается в низину, а потом, словно подхваченная порывом ветра, буквально взлетает на возвышенность.

И взору открывается вид незабываемый — ста­ринный величественный храм Бого­явления, под кры­­­лом которого ра­споло­жилась мале­нь­кая деревня Ляли.

Ляльскими тропами

Сегодня в Лялях проживает всего несколько десятков человек. Несмотря на то, что местные жители покидают родные места, из городов Коми сюда устремились дачники и любители охоты и рыбалки. Деревушка стоит на берегу реки Вымь, а в окрестных лесах ягод и грибов — видимо-невидимо. А еще ляльский лес — это при­родное лечебное учреждение. Во время прогулки по изумрудному царству казалось, что здесь свой микроклимат — когда везде торже­ство­вала золотая осень, в лесу, казалось, уже хозяйничала зима. Такой эффект снега соз­давали осо­бые лишай­ники, которые называют еще — кладины.

Лишайники — био­инди­каторы чистоты ок­ружающей сре­ды, а биологи говорят, что если местность изобилует лишайниками, она нуж­да­ет­ся в осо­бой охране и заботе человека.

Воинствующая Ляльмандия

Старожилы гордо величают родную деревню не иначе, как «Ляльмандия» — видимо, по аналогии с такими названиями, как Финляндия, Гренландия. Мы попытались выяснить, откуда произошло такое необычное название населенного пункта — «Ляли»? Путеводитель «Вымская окраина», составленный Княжпогостской центральной библиотекой, сообщает, что «ляли» — слово финно-угорского происхождения и означает «враг, противник». Такое наименование ляльчане получили неслучайно. В IX-X веках, когда племена воинствующих угров совершали набеги на зырянскую землю, в районе Лялей для отпора врагам было сооружено воинское укрепление. О баталиях тех давних времен свидетельствует и могильник, расположенный рядом с деревней, датируемый IX-XI веками.

Не случайно это прозвище, присвоенное ляльчанам много веков назад, вспомнилось и сегодня, когда увидели мы Богоявленскую церковь.

Пираты XX века

Старинная церковь оказалась без окон, с дверями, распахнутыми настежь. Пустота образовалась и рядом с разрушенным храмом — мы увидели только заколоченные,   умирающие дома.

Заходим внутрь Божьего дома и видим продолжение истории храма-мученика: жители деревни в непогоду заго­няли сюда скот, поэтому столько навоза и скопилось в храме; видимо, молодежь со­биралась здесь для рас­пи­тия спиртных напи­тков — следы пребывания поколения, выросшего без Бога, можно было видеть в церкви повсюду. В алтарной части храма были вскрыты полы. В эти мгновения пребывания в оскверненной церкви вспомнились слова отца Дмитрия, героя романа Алины Знаменской «Рябиновый мед»: “Как можно жить без Бога? Да невозможно”, — восклицает отец Дмитрий. — “Значит, народ создаст себе нового Бога”. Кто же он — новый бог деревни Ляли? Как выяснилось, «золотой телец». Слухи о том, что в храме был спрятан клад, и по сей день не дают покоя душам, лишенным святого.

По данным архивов

Архивы да память человеческая хранят сегодня несколько фактов разрушения и восстановления деревенского храма. С трудом сегодня верится, что ляльские церкви (именно церкви) были известны еще со вре­ме­н правления ца­ря Ва­силия Ива­новича Шуй­ского (1606-1610 гг). Упоминание о де­ре­вянных «клетцких» церк­вах Бо­гоявления (теплой) и Нико­лая Чу­дот­во­рца (холо­д­ной) на по­го­сте Ляли содержится еще в до­зо­рной книге 1608 года. Однако уже в Ве­домостях о це­рк­вах и священ­никах г.Яре­нска и уез­да за 1798 год сообщается о двух Ляльских хра­мах, ко­торые «8 мая сего (1798) го­да пого­ре­ли». Согласно Клировой ведо­мо­­сти Ляльской Бого­яв­ле­н­ской церкви за 1907 год, ныне существующая ка­мен­ная цер­ковь бы­ла построена в 1852-1856 гг. вместо деревянной.

Ве­­ро­ятнее всего, жи­­те­лям на ру­бе­же XIX-XX вв. удалось отстроить лишь один из сгорев­ших храмов.

Ныне существующая каменная церковь имела три престола: в верх­нем холодном храме — в честь Ус­пе­ния Бо­жией Ма­те­ри, в нижнем теп­лом — во имя Богоявления и в честь святите­ля Ни­ко­­лая, Мир­ли­кий­ского Чу­до­­­т­ворца.

Фасады церкви богато укра­шены карнизами, пиля­страми, фигурными наличниками ок­он. Храм Богоявления являет собой про­ви­н­ци­альный образец класси­че­ской храмовой архитектуры, от­ли­чающийся че­­ткими пропор­ция­ми, строй­ным и легким си­лу­этом. Особенностью храма яв­ляется приме­не­ние новых для середины XIX в. эле­ментов в оформлении декора фасадов, харак­терных для нарож­даю­щегося «рус­с­ко­го стиля» в   отечественной ар­хи­­тектуре.

В деревне Ляли словно сосуществуют две эпохи — трудного возрождения и гонения на Церковь

Вторую «смерть» храм пережил в годы гонения на церковь. По словам старожила деревни Ляли Леонида Игошина, в 1941 году храм закрыли и его первый этаж превратили в зернохранилище. А летнюю Успенскую церковь еще некоторое время удавалось сохранять христианам деревни, но потом большевики разрушили и ее.

Уже в наше время церковь восстанавливали пять раз. Последний раз сво­ими силами местные жи­те­ли сумели отре­монтировать храм: по­белили стены, окна за­к­рыли нет­­канкой. Чисто и кра­сиво стало в Божьем доме. В течение двух лет удавалось сохранять поря­док здесь. А потом начался поиск сокровищ. Возможно, причиной этого стали слухи о том, что последний священник Богоявленского храма, отец Василий Распутин, предчувствуя скорый арест, спрятал в церкви напрестольный крест, священнические одежды и, по-видимому, церковную казну.

А был ли клад?

Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы получили неожиданно от проходящего мимо храма жителя деревни, который не захотел назвать себя, но поведал о том, как, играя в детстве в летнем верхнем храме, они с мальчишками обнаружили старинные монеты времен Николая II… и не придали значения своей находке, ничего не рассказали и взрослым, а просто игрались блестящими кругляшками. Приехавшая из города комиссия находку у детей изъяла, а сорванцы тем не менее продолжали озорничать в церкви.

Кто же он — новый бог деревни Ляли? Как выяснилось, «золотой телец»

Рассказал наш безымянный герой и о том, что в один из дней им будто бы явился сам отец Василий и погрозил пальцем.

С криками ватага мальчишек бросилась вон из храма, после чего лестница, ведущая в храм Успения Божией Матери, обвалилась…

Из рода святых

Сведения о судьбе последнего священника храма Богоявления, отца Василия Распутина, разнятся. Кто-то из местных рассказывает, что батюшку расстреляли рядом с храмом и похоронили тут же.

Чтобы побольше узнать о священнике и его супруге — матушке Агнии, возвращаемся в Сыктывкар, чтобы встретиться с краеведом Анной Малыхиной.

Анна Георгиевна в своей маленькой хрущевке, превращенной в архив, который содержит сведения обо всех священнослужителях Коми края, покажет фото молодой и красивой четы Распутиных и сообщит поразительные факты из истории.

Так, оказалось, что священники рода Распутиных с XVI века служили на земле Коми.

Супруга отца Василия — матушка Агния — и вовсе происходила из извест­но­го священнического рода Бронниковых. Представи­те­ли этой славной династии в течение 300 лет окормляли прихожан северной земли. Родной брат Агнии Алексеевны, свя­щенник Григорий Бронников, канонизирован Рус­с­кой Православной Церковью в лике ново­мучени­ков.

Связан оказался род Распутиных и с другой известной свя­ще­н­нической фамилией — Спасских, представитель которой — отец Димитрий Спасский — первый мученик земли Коми, ра­сстрелянный без суда и следствия в 1918 году и причисленный Русской Православной Церковью к лику святых.

Познакомились Василий и Агния в Вологде, где будущая ма­тушка училась в местном епархиальном учи­ли­ще и на два года раньше Василия заве­ршила обучение, ра­бо­тала учи­тель­ницей, потом вышла замуж и стала уже помощницей батюшки.

Отец Василий в 1900 году окончил Вологодскую духо­вную семинарию и был переведен в Сереговскую Успенскую церковь Яре­нского уезда.

Эпоха гонений

Когда в России начались большие перемены, ко­то­рые закончились кровопролитной гражданской вой­ной с массовыми убийствами мирных жителей, отец Василий переезжает в соседнюю с Серегово деревню Ляли, где служит в Богоявленской церкви. Арестован от­ец Василий Распутин был 14 марта 1930 года. Обвинялся в орга­ни­за­ции собрания, на котором уговаривал выйти из кол­хо­за, «говоря, что там порядков не будет, скоро будет переворот, будут старые порядки, тогда всех колхоз­ни­ков рас­стреляют, надо крепче держаться за Церковь и нисколько не ослаблять веры в Бога, не надо слуша­ться коммунистов», в результате чего многие вы­­шли из колхоза. Виновным себя отец Василий не признал и организацию собрания отрицал. Осужден отец Василий Распутин был 01.06.1930 г. тройкой при ПП ОГПУ Северного края по СТ. 58-10 и приговорен к 3 годам лишения свободы.

О дальнейшей судьбе батюшки Анна Георгиевна сообщила только, что отец Василий вернулся из лагеря обратно в Ляли и служил в храме Богоявления до 1941 года.

Между прошлым и будущим

Храм-мученик Республики КомиХрам-мученик Республики Коми

С благодарностью, теплотой сегодня старейшие жители деревни вспоминали то далекое время, когда был жив храм, а в маленькой деревушке торжественно звучал колокол. Потомки ляльчан, вера которых была настолько сильной, что они пешком на богомолье отправлялись в Киев, сегодня сожалеют о том, что храм из года в год разрушается все сильнее, особенно кровля, купола. Меняются настоятели храма Богоявления, каждому удается внести свою лепту в возрождение деревенской святыни — так, удалось вновь закрыть церковь от вторжения врагов и заделать окна первого этажа. Однако злоумышленники снова пытались выломать уже металлические двери. Так в малом населенном пункте Коми словно сосуществуют две эпохи — трудного возрождения и гонения на Церковь. Но рядом с постоянно оскверняемым храмом казалось, что мы движемся к катастрофе…

Наталья Прокофьева   Православие.ру

Перейти к верхней панели