Как бороться с осенней депрессией?

Отвечают пастыри

Вот ушла хорошая погода, опять вернулись осень и дождливые дни, и многие люди испытали приступы хандры и мрачного настроения. Как следует бороться с осенней депрессией?

Добрые дела возмещают недостаток физического света

Священник Лев Аршакян:

– Уныние – это явление как духовное, так и психологическое и физиологическое. Человек создан жить в свете, и отсутствие солнечного света, действительно, может ввести в состояние депрессии. Многие люди, и правда, метеозависимы.

Как это компенсировать? Я думаю, что люди деятельные, которые не привыкли сидеть сложа руки, могут совершать дела милосердия. Например, помогать слепоглухим – тем, кто постоянно живет во тьме в прямом смысле слова. Добрые дела возмещают недостаток физического света. Мы часто называем Христа «Свете Тихий» и «Солнце Правды». Надо, прежде всего, искать Его. Сознательно или несознательно, но искать. А Он – в добрых делах.

Конечно, сезонную депрессию можно лечить и компенсировать медикаментами, но это все же психиатрия и это для тех, кто далек от духовного делания. Я думаю, что человек, помогающий другим людям, которые оказались в еще более тяжелой ситуации, обязательно скомпенсирует недостаток солнечного света, и хандра уйдет. Молитва, поиск Христа – и тогда никакой депрессии не будет.

И в этом мире есть достаточно поводов для радости

Протоиерей Андрей Ефанов:

– Если депрессия связана исключительно с осенней погодой и желанием продлить лето, то это следствие нашей избалованности. Так уж воспитали несколько поколений, что мы любое неудобство воспринимаем как трагедию: «Как же, мы не успели получить законно причитающийся нам кусочек счастья!» В такой ситуации человеку лучше осознать, что мир несовершенен по причине нашей греховности, а слова «мы» и «наш» включают в себя и меня конкретно.

«…как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес 1: 9–10). Вот именно этим ожиданием «нового неба и новой земли» (Ис. 65: 17) в пришествии Христовом нам следует утешать себя, пребывая в молитве и благодушии. Впрочем, и в этом мире есть достаточно поводов для радости, нужно только смотреть на жизнь позитивно. Пошел дождь – значит, нам не грозит засуха; лежит снег – значит, озимые не померзнут; ветер приносит нам чистый воздух, а холод избавляет от многих заразных инфекций.

Другое дело, если депрессия – симптом серьезного заболевания. В таком случае необходимо обратиться к врачу.

Если в душе воссияет Солнце Правды – Христос,
тогда при любой погоде нам будет хорошо

Протоиерей Владимир Седов:

Пересмотри свои отношения с близкими, ведь радость от общения с ними дает силы перенести любые трудности

– Почему осенью, когда наступают дождливые слякотные дни, у людей учащаются приступы уныния и тоски? Это происходит потому, что у человека нет чего-то главного, какой-то главной радости, и поэтому на него могут чрезмерно воздействовать какие-то в общем-то второстепенные факторы. Но если человек чем-то увлечен и это дает ему радость, то депрессия ему не грозит. Увлечен работой, какой-то книгой или, например, влюблен. Вот влюбленные ходят под дождем, и им хорошо.

А для нас, христиан, помимо каких-то земных радостей источником главной радости является наш Господь Иисус Христос. Если в нас будет эта радость о Господе, эту радость никто у нас не отнимет. Если в душе воссияет Солнце Правды – Христос, тогда при любой погоде нам будет хорошо.

И еще важный момент. Когда людей настигают частые приступы хандры, им надо пересмотреть свои отношения с близкими. Потому что радость от общения с близкими людьми дает силы перенести трудности гораздо большие, чем плохая погода. Если мы разлюбили своих близких или в ссоре с ними, то в таком состоянии одиночества и нападают тоска и уныние. Поэтому надо не только молиться, но и быть в мире и радости, в любви со всеми своими близкими, стараться делать им приятное. Тогда наша жизнь и станет не подвластна влияниям погоды и каких-то житейских неприятностей.

Не гнушайся и шутки – не оскоромишься

Священник Сергий Бегиян:

Если грустно на душе, возьми любой акафист – там столько радости!

– Осенней депрессии противостоять нужно так, как и любому другому искушению – молитвой. Впрочем, если бы осень была депрессивной порой, то классик не написал бы: «Осенняя пора – очей очарованье».

Если грустно на душе, возьми любой акафист – там столько радости! Мы вообще часто загоняем себя в некое православное гетто. Нам все кажется, что покаяние должно быть написано на нашем лице, читаться в поступках и одежде. Нет! Поэтому и сказано в Евангелии: «Ты же, когда постишься, помажь голову свою и лицо твое умой» (Мф. 6: 17). Мы должны быть всегда благодушными, радостными и бодрыми. Мне кажется, что если у человека нет чувства юмора, какого-то хорошего веселья, то это уже какое-то искусственное сужение Православия. Это сектантство какое-то.

Посмотрите, в любой секте люди затурканные и мрачные. А мы, православные, напускаем на себя этот фарисейский туман псевдопокаяния, всех вокруг упрекаем и поучаем, и нам кажется, что это и есть истинно православное поведение.

Тогда, конечно, и осень не в радость, и зима, и все остальное. А ты, брат, дома помолись внимательно, а на улице порадуйся желтому и красному листу, небу в рваных облаках, тогда и на работу придешь спокойный и готовый к труду. Не гнушайся и шутки – не оскоромишься. Только шутка должна быть не насмешкой над братом, а радостью, которой ты делишься с ближним. Тогда это вовсе не смехотворство, а самый что ни на есть природный антидепрессант.

Вот каким святым можно молиться в случае депрессии

Священник Валерий Духанин:

– Вопрос о депрессии весьма актуален. Согласно одной из статистик, в современном обществе каждый второй человек хотя бы раз в жизни испытывает проблемы психического характера. Конечно, это могут быть кратковременные сбои, связанные с кризисными ситуациями жизни. Причем преобладающий вид психических расстройств – депрессии разного вида и разной степени.

Хотелось бы уточнить. Зачастую мы ошибочно называем депрессией плохое настроение, уныние и печаль. Однако это всё разные вещи. Страсть уныния – это лень, нерадение о спасении. Уныние в душевном отношении выражается как внутренняя вялость, слабость в отношении молитвы или добрых дел. Подверженный унынию человек может полдня проваляться на диване, он вроде без сил, однако с удовольствием потратит свою энергию на компьютерные игры или просмотр фильмов, на что угодно, только не на созидательное дело.

Другая, схожая с депрессией страсть – печаль. Если сказать кратко, страсть печали – это огорчение и тоска. Такому человеку нравится накручивать себе пессимистичные мысли, не уповать на Бога, а мечтать о скорбности своей чуть ли не единственной в мире несчастной личности. В основе страстей уныния и печали выступает греховное «эго» человека. Погода или осенняя пора здесь не при чем.

Совсем иное дело – депрессия как расстройство здоровья. К сожалению, многие относятся к этому свысока, и когда заболеет близкий человек, ему не оказывают должной поддержки. Даже бывает, про заболевшего говорят: «Вот он (она) накрутил(а) себе чего-то и бездельничает, а я, такой крепкий (крепкая) духом, всё своей молитвой и своей верой преодолеваю». Такой свысока относящийся к ближнему человек духовно более нездоров, чем заболевший психически.

Знакомство с психиатрией, с пациентами соответствующих больниц достаточно быстро показывает, что помимо уныния и печали есть собственно сбой организма. Депрессия в собственном виде – это именно болезнь, сбой психической стабильности, расстройство. Что интересно, такой человек, может быть, даже старается не унывать, отсекать печальные мысли, но испытывает физиологическое бессилие, апатию, как будто выключен свет и трудно делать шаг дальше. Он болеет так же, как болеет, допустим, заразившийся гриппом человек, который вынужденно прикован к постели, хотя и не хочет этого. В этом смысле больному депрессией необходима помощь специалиста и, как правило, медикаментозное лечение.

Если случилась депрессия в медицинском смысле, то не стоит игнорировать лечение. Зачастую люди боятся поговорить со специалистом, тяжело переносят свое состояние и в связи с недугом теряют возможность молиться, не имеют сил стоять на богослужении в храме. Надо понять, что медицинское лечение помогает вернуть силы, нужные для духовной жизни, для молитвы, для участия в храмовом богослужении и делания добра.

Правильно выстроенная духовная жизнь сглаживает остроту болезни, снижает степень обострения

С другой стороны, сама духовная жизнь, правильно выстроенная, обычно снижает риск психических заболеваний и сглаживает их проявления. Если болезнь уже кого посетила, то не надо паниковать, надо лечиться, принять свой недуг как ниспосланный Богом крест и всем сердцем обращаться к Богу. Когда душа смиряется, кается во грехах, очищается от ропота, обид и гнева, то внутри наступает облегчение. Правильно выстроенная духовная жизнь сглаживает остроту болезни, снижает степень обострения, связанную, допустим, с осенью.

Приоткрою малоизвестные факты из жизни святых.

У святителя Луки (Войно-Ясенецкого) после нечеловеческих испытаний в тюремных застенках и ссылках серьезно расстроилось здоровье. Он сам диагностировал у себя неврастению, о чем, кстати, совершенно спокойно сообщал в своих письмах. Болезнь прекратила действие лишь когда святитель вновь обрел возможность регулярного служения Литургии. Богослужение восстановило его душевные силы, и святитель вновь мог трудиться. Иногда случались и рецидивы, но удивительно, насколько спокойно святой Лука это воспринимал, всецело полагаясь на Бога.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в свое время отказывался от дополнительно возлагаемых на него обязанностей, как сам он писал, ввиду «сильного расстройства нерв», просил снять с него должность настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Но его никто от должности не освободил, предоставили только отпуск на 11 месяцев. Так святой Игнатий и переносил всю жизнь ниспосланные ему немощи.

А святитель Тихон Задонский прошел сильнейшие испытания, связанные с приступами безотчетной тоски, душевного бессилия.

Мы-то всё время делим болезни на благородные и недостойные, считаем, что уж святые выше каких-то там нервных расстройств. Но святые потому и святы, что переносили всё, что ниспосылал им Господь, при любом недуге они оставались верными Богу. Господь Своей благодатью помогал правильно пройти этот путь и наследовать вечное спасение души. Зато эти святые понимают всех нас, понимают тех, кто несет крест нервных и психических расстройств. Этим святым и нужно молиться в случае возникшей депрессии.

Подготовил Юрий Пущаев   Православие.ру

Перейти к верхней панели