Заявление Митрополита Кифиры по поводу предоставления Вселенской патриархией автокефалии украинским раскольникам (полный текст)

Александр Стефанопулос – греческий журналист, проживающий в Нью-Йорке, который с 1985 года занимается церковной и вообще религиозной тематикой, освещая ее на страницах созданного им агентства «Greek American News Agency».

14 сентября 2018 года, после антиканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, состоялось Внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о «прекращении молитвенного поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением»[1].

Прокомментировать свершающиеся на наших глазах скорбные события г-н Стефанопулос попросил митрополита Кифиры Серафима. Портал Православие.Ru публикует полный текст ответа Высокопреосвященнейшего Владыки греческому журналисту:

Я глубоко расстроен, дорогой господин Александр Стефанопулос, из-за прекращения церковного общения Патриархии России с Вселенской Патриархией. К этому прискорбному и плачевному результату привело упорство Вселенской Патриархии в предоставлении автокефалии раскольникам Украины, которые отсечены от нашей Святой Православной Церкви, то есть от всех Православных Патриархатов и Поместных Автокефальных Православных Церквей, и представляют собой ничтожное меньшинство украинского народа.

До последнего времени Вселенская Патриархия признавала лишь каноническую Украинскую Православную Церковь под омофором митрополита[2]Онуфрия, а сейчас, по своим собственным причинам, предоставляет автокефалию украинским раскольникам и пренебрегает канонической Православной Архиепископией Украины, которую только и признают вместе с Московской Патриархией иные Поместные Православные Церкви.

Раскольники, как известно, – не Церковь, и общение с ними входит в противоречие с запрещающими подобное Божественными и священными канонами (апостольскими и принятыми на Вселенских Соборах). Так к чему же эти упорство и настойчивость Вселенского Патриарха Варфоломея по признанию раскольников в качестве Автокефальной Церкви и по провоцированию расколов и разделений в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Христовой Церкви? Разве недостаточно уже брожения, бурь и волнений, которые были вызваны и вызываются теперь постановлениями так называемого «Святого и Великого Собора» на Крите (в июне 2016 г.)[3], а также наименование «Церквями» вероисповеданий и сообществ инославных? Разве этот, так называемый «Святой и Великий Собор» не был превзойден последним постановлением Патриаршего Константинопольского Синода, которое при определенных условиях разрешает второй брак клирикам[4]? Разве в окончательном тексте постановления этого Синода «Таинство брака и препятствия к нему» в 4 параграфе среди препятствий к браку не написано буквально: «Священство само по себе не является препятствием к браку, но, согласно действующей канонической традиции (канон 3 Трулльского Собора), после хиротонии заключение брака запрещается» клирикам?

Мы обращаемся, г-н Стефанопулос, с жарким призывом и сердечной просьбой от краев нашей Родины-Греции, митрополии Кифиры и Антикифиры к Первопрестольному Патриарху нашей Православной Церкви, чтобы он «дал задний ход» во избежание новых расколов и разделений во Всесвятом Теле Христа, в Святейшей Православной нашей Церкви.

Вместо совместных молитв, которые он организует в последнее время с папой Римским и представителями и главами инославных исповеданий и сообществ, а также с представителями иных религий, которые не только совершенно бесполезны, но и искушают Православную Христоименитую полноту, не надлежит ли ему проповедовать покаяние и возвращение всего православного христианского мира к «единожды переданной святыми вере», к учению Господа нашего Иисуса Христа, святых апостолов, преподобных и богоносных отец Святых Вселенских Соборов Церкви и в целом к Православному Преданию? Вот что я должен был ответить Вам кратко, г-н Стефанопулос, в связи с вопросом, который Вы мне задали. Я также от всего сердца желаю разума и во всем бодрствования всем начальствующим нашей Святой Церкви к сдерживанию и преодолению наступающего духовного кризиса, а также к преодолению болезненных последствий для единства святейшей православной паствы Христа. Потому что всем известны слова святителя Иоанна Златоуста, что «раскол не смывается даже мученической кровью».

ОБ АВТОРЕ

Митрополит Кифирский Серафим (Стергиулис) родился в 1950 г. В 1978 г. закончил магистратуру Богословского факультета Фессалоникийского университета по специализации «Систематическое богословие». В 1979–2005 гг. служил иерокириксом (официальным проповедником) Эгинской митрополии. В 2005 г. избран и хиротонисан во епископа, назначен митрополитом Кифиры.

Митрополит Кифирский Серафим
Перевел с новогреческого Константин Норкин   Православие.ру

Ιερα Μητροπολις Κυθηρων και Αντικυθηρων

20 сентября 2018 г.

[1] В соответствии с журналом №69 Внеочередного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, приняты следующие решения: «1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. 3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. 4. Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата в Украине». См. http://www.patriarchia.ru/db/text/5268260.html

[2] В тексте «архиепископа» – Ред.

[3] О проблемах, связанных с проведением Критского собора, и его постановлениях, противоречащих догматам Православия, можно прочитать, напр., в статье Павла Кузенкова «О соборности подлинной и мнимой: Куда ведет экклезиология критского “Великого Собора”?» // http://www.pravoslavie.ru/95312.html

[4] В соответствии с постановлением этого Синода, священникам Константинопольского Патриархата может быть разрешено второбрачие в особых случаях. См. http://www.pravoslavie.ru/115494.html

Перейти к верхней панели